ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ВЛАДИ́МИР СВЯТОСЛА́ВИЧ (в крещении Василий) ((? – 15.7.1015, с. Берестово, близ Киева), князь новгородский (969–978), киевский (978–1015). Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Игоревича, брат Ярополка Святославича и Олега Святославича. Имел 12 сыновей, среди них – Ярослав Владимирович Мудрый, Мстислав Владимирович, Борис и Глеб, приёмный сын Святополк Владимирович. Матерью В. С., согласно «Повести временных лет» (ПВЛ; осн. источник сведений о нём), была Малуша – «ключница» киевской кн. Ольги, а его «дядькой» (воспитателем) – Добрыня, брат Малуши. В 969, когда его отец выделил сыновьям уделы, В. С. получил Новгород (второй по важности стол после киевского), что свидетельствует о том, что княжич, вероятно, был следующим по старшинству после Ярополка Святославича, получившего Киев. Возможно, В. С. и Олег Святославич (погиб ок. 977) в 970-х гг. участвовали на стороне чеш. кн. Болеслава II и польского кн. Мешко I в длительной и ожесточённой борьбе герм. имп. Оттона II против чешско-польск. коалиции, а их брат Ярополк Святославич оказался на стороне герм. императора. В. С. и Ярополк стремились привлечь на свою сторону Полоцк, где правил тогда независимый от Киева кн. Рогволод. Опасаясь старшего брата, В. С. бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Однако ок. 978 В. С. вернулся с наёмным варяжским войском и снова овладел Новгородом, после чего совершил успешный поход против Ярополка, изгнав его из Киева. Осадив Ярополка в г. Родень, В. С. заставил его сдаться, после чего убил.
Междоусобица 970-х гг. сопровождалась ослаблением, а возможно, и полным прекращением даннической зависимости от киевского князя ряда вост.-слав. племён. В связи с этим В. С. предпринял успешные походы против хорватов восточнославянских и лендзян (ок. 979 или в 981/982), вятичей (981/982 и 982/983) и радимичей (984/985). Примерно в 983/984 В. С. победил балтское племя ятвягов. Поход В. С. против Булгарии Волжско-Камской завершился заключением долгосрочного русско-булгарского мира (ок. 985/986).
В. С. принял меры по внутр. консолидации Др.-рус. гос-ва. Он осуществил т. н. языческую религ. реформу: на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были возведены «кумиры» – дерев. статуи Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, им были установлены жертвоприношения, в т. ч. человеческие. С этим святилищем ряд совр. археологов отождествляет обнаруженную в 1975 близ фундаментов Десятинной церкви каменную вымостку (1,75×7 м) с 6 полукруглыми выступами (по числу идолов) и остатками большого кострища. Капище было вынесено за пределы княжеского дворца, тем самым богослужение из частного, династического, стало публичным гос. актом.
Важнейшим событием княжения В. С. стало Крещение Руси. В связи с мятежом Варды Фоки, вспыхнувшим в Визант. империи в 987 после катастрофич. поражения от болгар (летом 986), имп. Василий II Болгаробойца отправил посольство к В. С. с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но настаивал при этом на заключении брака с принцессой Анной – родной сестрой императора. Василий II был вынужден принять условие киевского князя, однако, в свою очередь, В. С. должен был принять христианство. Он крестился в 988, заочным крёстным отцом считался визант. император. Летом 988 В. С. отправил в Византию рус. войско и у Днепровских порогов до осени дожидался принцессы Анны. Однако она не прибыла, и разгневанный В. С. выступил к Херсонесу (Корсуни), который захватил после продолжит. осады между апр. и июлем 989, после чего Василий II был вынужден выполнить своё обязательство. Принцесса Анна прибыла в Херсонес, где состоялось её бракосочетание с В. С. (по-видимому, в том же 989). Не позднее 996 в Киеве учреждена митрополия Константинопольского патриархата, что, очевидно, предусматривалось договором В. С. и Василия II или явилось его непосредственным следствием. Одновременно с митрополичьей кафедрой учреждено неск. епископских кафедр: в Новгороде, также, вероятно, в Белгороде (Киевском) и Чернигове, а возможно, и в Полоцке и Переяславле. При В. С. началось дерев. храмостроительство, вероятно, возникли и первые рус. монастыри. В 990/991 (или в 991/992) в Киеве заложена первая каменная Десятинная ц. во имя Пресвятой Богородицы (освящена в 995 или 996); в неё были переданы мощи св. Климента I Римского, вывезенные В. С. из Херсонеса; в ней служили греч. священники. Для обеспечения Церкви рус. священнослужителями В. С. насильственно отбирал детей знати, чтобы отдать их «на учение книжное». В ведение церковного суда перешли нарушения в области брачного и семейного права, преступления т. н. церковных людей (в эпоху В. С. прежде всего клириков и членов их семей), преступления против нравственности, ведовство.
После крещения В. С. начал чеканку в Киеве золотой и серебряной монеты, которая по внешнему оформлению воспроизводила современные ему визант. образцы, а по весу была ориентирована на привычный для Руси араб. чекан.
На рубеже 10–11 вв. В. С. посадил 12 своих сыновей на княжение в ключевых центрах Др.-рус. гос-ва, что, с одной стороны, соответствовало представлению о гос. территории как о коллективном владении княжеского семейства, а с другой – служило своеобразным способом адм. управления территориями из Киева (княжич выступал в качестве посадника, наместника сидевшего в Киеве отца) и способствовало их христианизации. Первоначально, вероятно ок. 988, владения получили четыре старших Владимировича: Вышеслав – Новгород, Изяслав – Полоцк, Святополк – Туров, а Ярослав – Ростов. Позднее Глеб был посажен в Муроме, Святослав – в Древлянской земле, Всеволод – во Владимире-Волынском, Мстислав – в Тмутаракани. После смерти Вышеслава в Новгород перешёл Ярослав, а в Ростов – Борис. Первоначальные владения Станислава, Судислава и Позвизда в источниках не зафиксированы.
В течение всего правления В. С. продолжалось рус.-печенежское противостояние. В связи с этим В. С. предпринял строительство по берегам притоков Днепра как на правобережье (по р. Стугна), так и на левобережье (по рекам Десна, Сула, Трубеж, Остёр и др.) грандиозной фортификационной системы, состоявшей из крепостей («градов»), соединённых сплошными земляными валами с дерев. тыном. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в Белгороде, Переяславле; были основаны города Василёв, Городец-Остерский, Воинь и др. В Киеве были возведены новые крепостные стены, при этом серьёзно увеличилась площадь города (новая часть Киева получила название «город Владимира»).
После Крещения Руси был пересмотрен неблагоприятный для Руси договор 971 с Византией (текст нового договора не сохранился). К Руси перешла непосредств. власть над Керченским прол. и прилегающими землями, составившими Тмутараканское княжество. Союз В. С. с Византией обусловил участие рус. войск в болгаро-визант. войне 990-х гг. В 992 В. С. совершил поход к рус.-польск. пограничью, связанный с вступлением на престол нового кн. Болеслава I Храброго и закрепивший приобретения Руси, сделанные ок. 980. В целом дружественные отношения В. С. поддерживал с венг. королём Иштваном I и чешским кн. Олдржихом. Они характеризовались нейтралитетом Др.-рус. гос-ва в практически не прекращавшейся после вступления на престол герм. имп. Генриха II польско-герм. войне и были закреплены браком Святополка Владимировича, приёмного сына В. С., с дочерью Болеслава I (скорее всего, между 1005 и 1010).
В конце правления В. С. предпринял неудачную попытку «византинизации» киевского столонаследия. По всей видимости, В. С. задумывал учреждение сеньората – номинального политич. главенства одного из братьев – и планировал передать киевский стол одному из своих младших сыновей – Борису. Вероятно, этим были вызваны почти одновременные выступления против В. С. туровского кн. Святополка Владимировича (ок. 1012/13; оказался в заключении по приказу отца) и новгородского кн. Ярослава Владимировича (1014). Осуществление задуманной реформы было прервано скоропостижной смертью В. С. в разгар конфликта с Ярославом.
Уже в первые столетия после смерти В. С. вокруг его образа сложился былинный цикл. Нар. память сохранила представление о В. С. как о радушном, хлебосольном князе, «Красном Солнышке», стольный город которого охранялся от нападений кочевников богатырскими заставами; среди богатырей наряду с Ильёй Муромцем выделялся Добрыня Никитич, в котором угадываются черты дяди В. С., брата его матери. Церковное почитание В. С. как равноапостольного (день памяти – 15 июля ст. ст.) прослеживается по крайней мере с кон. 13 в.