КУРГА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРГА́Н, 1) погребальное сооружение в виде насыпи из земли, камня. Наряду с функцией памятного сооружения, К. может выполнять роль культового места или святилища – как для поминальных ритуалов, так и не связанных непосредственно с погребальным обрядом, межевого знака, маркирующего территорию определённого коллектива, дозорной вышки и т. д. Слово «К.» в рус. языке заимствовано из тюрк. языков, для некоторых культур используются и др. термины (могила у юж. славян, сопка в сев. областях России, тумулус в Зап. Европе, каирн на атлантич. побережье Франции, маунд в Сев. Америке и т. д.). К. могут иметь до 200 м в поперечнике и выс. более 20 м; быть в плане круглыми, прямоугольными, овальными, вытянутыми на сотни метров, сложных очертаний (напр., с отходящими от осн. насыпи валами-«усами») и т. д.; иметь насыпь – простую и с разнообразными конструктивными компонентами (досыпки, облицовки, крепиды и др.); иметь включённые в насыпь или примыкающие ограждения (ровики, частоколы, кромлехи и др.). Некоторые К. (напр., тагарской культуры) не насыпались, а выкладывались из блоков дёрна; в этом случае точнее термин «кладка», а не «насыпь». Погребения могут помещаться в яме под К., на уровне древней поверхности земли или в насыпи К. Среди захоронений в К. различают первичные, или основные, совершённые до завершения насыпи, и вторичные, или впускные, помещённые в более древний К. (могли сопровождаться досыпками, увеличивавшими размеры первоначальной насыпи); К., включающий группу близких по времени погребений, может быть рассмотрен как могильник. Изучение стратиграфии разновременных погребений играет важную роль для установления хронологии и взаимоотношений археологич. культур. К. бывают одиночными, но чаще образуют скопления, или курганные группы, – могильники, включающие до нескольких тысяч насыпей (курганы Константиновского плато под Пятигорском, Гнёздово и др.).
К. известны в культурах разл. народов Евразии, Африки, Америки; связанные с ними обряды возникали независимо, под воздействием сходных идей. Это могло быть стремлением надёжно укрыть усопшего и укрыться от него, «придавив» могильным холмом. В ряде культур семантика К. отражает также символику оси мира (axis mundi), «мировой горы», соединявшей разл. сферы бытия, и др. представления, в т. ч. связанные с погребением. Вероятно использование К. для астрономич. наблюдений, что подтверждает их связь с космологией.
Древнейшие К. появились в финале неолита и энеолите (2-я пол. 5-го – нач. 4-го тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях у населения хвалынско-среднестоговской культуры и ранней ямной культуры в связи с формированием подвижных форм скотоводства и широким заселением степей. Вскоре К. стали возводиться в Предкавказье (майкопская культура). С 4-го тыс. до н. э. возводят К., неординарные по размерам и богатству захоронений (напр., Майкопский курган), широкое распространение они получают позднее, в эпоху перехода от первобытного строя к раннеклассовому и в рамках ранних государств (т. н. царские курганы скифской археологической культуры; Салбык, Аржан в Юж. Сибири и т. д.). В 4–3-м тыс. до н. э. предположительно в результате миграций отд. степных групп К. распространились на Балканы и через долину Дуная – в Центр. Европу, в Закавказье, Сев. Иран и Малую Азию (Сигердан, беденская культура и др.), в Юж. Сибирь (афанасьевская культура) и т. д. К этому же времени относится появление К. у мегалитических культур приатлантич. районов Европы, однако связь их со степными К. гипотетична.
С бронзового века К. остаются одной из осн. форм погребальных сооружений у народов степной и лесостепной зон Евразии (ямная культура, катакомбная культура, срубная культура и др. общности бронзового века; скифы, сарматы и др. иран. группы железного века; хунну, оставившие знаменитые К. в Ноин-Ула; тюрки, др. кочевые народы Средневековья и др.). В средней полосе и на севере Европы К. периодически сооружались кельтами, германцами, славянами, их предками и др. народами вплоть до утверждения христианской обрядности (нередко и длительное время после крещения); у ряда народов Сев. Кавказа – в осн. до утверждения ислама (напр., у адыгов – до 16–17 вв.). Позднее К. могли использовать как удобные места для кладбищ (напр., ногайцы, казаки). В культурах древнего и ср.-век. Китая распространяются крупные К. над могилами правителей и элиты (возможно, под влиянием сев. кочевых племён) в эпоху Чжаньго (5–3 вв. до н. э.); к крупнейшим относится насыпь выс. до 83 м в составе комплекса Цинь Шихуанди мавзолея. Ханьские императорские некрополи включали К. императора и его приближённых (напр., ген. Хо Цюйбина в комплексе Маолин имп. У-ди). В Корее К. сооружались над могилами правителей Трёх государств (Когурё, Пэкче, Силла); особую известность из-за богатых находок получили К. 5–6 вв. близ совр. г. Кёнджу. На Японских о-вах в 3–7 вв. существовала культура Кофун, назв. которой (япон. «древний курган») указывает на осн. тип погребальных сооружений элиты.
В Сев. Африке большие некрополи из конусообразных К. диаметром до 12 м расположены в Марокко, севернее Сахары (Фум-ар-Раджам, Эрфуд; от 3 в. до н. э. до исламизации в 7–11 вв.). В районе Эль-Аджаль (в Юж. Ливии) выявлено ок. 4500 полусферических или ступенчатых насыпей; их соотносят с гарамантами, появившимися в Сев. Африке, вероятно, во 2-м тыс. до н. э. (см. в ст. Ливийцы). В Нубии (на территории Египта) исследованы курганы Балланы, которые связывают в осн. с гос-вом Нобадия (5–6 вв.), но не исключены и более ранние даты.
На территории Сев. Америки ок. 100 тыс. К. выявлено на востоке США и Канады. Наиболее ранние из них сооружались с середины – 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. носителями культуры Адена, в более поздней культуре Хоупвелл известны т. н. фигурные К. (в форме птицы, змеи, человеческой фигуры и т. д.). В культуре Миссисипи К. приобретают форму ступенчатых пирамид, в которых продолжали совершать погребения, но использовали их и в качестве оснований для построек, в т. ч. Монкс-Маунд в Кахокии – крупнейшее земляное сооружение в Сев. Америке до появления европейцев.
Иногда К. возводили народы, практиковавшие иные формы погребальных конструкций (К. над захоронением греков, павших в Марафонской битве, и др.). Ныне практикуется возведение К. – мемориальных памятников, напр., на местах боёв Вел. Отеч. войны или посвящённых др. событиям.
2) В географии К. называют и естеств. всхолмления (выс. до 20 м, поперечник более 100 м), встречающиеся группами и поодиночке гл. обр. в степной полосе Восточно-Европейской равнины (Мамаев курган и др.).