СИЛЛА́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИЛЛА́, одно из т. н. Трёх государств 1–7 вв. (наряду с Когурё и Пэкче), расположенное на юго-востоке Корейского п-ова; в 668–935 первое единое государство корейцев (т. н. Объединённое С.). Согласно традиции, возникло в 57 до н. э. при участии беженцев из Кочосона. По летописи «Самгук саги» (сер. 12 в. н. э.), основателем С. (первоначально Саро) был Пак Хёккосе, рождённый из яйца. Вожди С. легендарного периода происходили из клана Пак. Становление государства шло в ходе войн с соседями, в т. ч. с Лоланом. В 59 были установлены отношения С. с Японией, однако недолгие периоды мира прерывались набегами японцев.
К кон. 3 в. гос-во С. под рук. клана Сок добилось региональной гегемонии, установило связи с кит. династией Цзинь. В 356 к власти пришёл клан Ким, правители которого в 5 в. приняли инвеституру от правителя империи Сев. Вэй. Адм.-терр. система включала полуавтономные округа (пу) во главе с родовой знатью, влияние которой старалась ограничить центр. власть. Ван Чиджын (500–514) запретил человеческие жертвы при погребении знати; при дворе копировался кит. церемониал, архит. принципы и др., в 520 введена система рангов, в 536 – посмертные храмовые имена и девизы правления. В 1-й трети 6 в. гос. религией стал буддизм. Позднее складывается его симбиоз с конфуцианством, на основе чего формируется институт хваранов, направленный на воспитание молодёжи в абсолютной преданности правителю (оказал существенное влияние на становление япон. Кодекса бусидо).
В 553 гос-во С. захватило земли близ совр. г. Сеул, земли Когурё у Японского м., в 562 – гос-во Великая Кая, богатое железом. Оформилось централизов. государство с сильной аристократией, многочисл. слоем свободных простолюдинов, частными и гос. рабами (ноби). Укрепились связи с Китаем (Суй и Тан). Представители знати С. направлялись к танскому двору на учёбу. С сер. 7 в. населению предписано носить кит. одежды, в 674 был принят кит. календарь. Ван Мунму (661–681), опираясь на Китай, захватил осн. часть земель Когурё и Пэкче, вытеснил танские войска, но признал себя кит. вассалом.
В кор. историографии Объединённое С. считается «Юж. гос-вом», а «Сев. гос-вом» – Бохай (кор. Пархэ). Между ними существовали активные взаимосвязи и соперничество. На границе с Бохаем возводились «длинные валы» и крепости. Обществ.-политич. кризис нач. 10 в. и рост сепаратизма в быв. землях Когурё и Пэкче привели к распаду единого гос-ва. В 935 правитель С. передал власть Ван Гону – основателю гос-ва Корё. С., впервые объединившее корейцев, стало основой дальнейшего развития их государственности и культуры.
Культура и искусство
В 101 резиденцией правителей С. стала крепость Панволь (12 га на омываемой рекой возвышенности), неподалёку (в пределах совр. г. Кёнджу и близ него) располагался огромный столичный комплекс (известен как Сораболь, Керим, Кымсон, Кэйсю, Кёнджу), планировка и архитектура которого сложилась под влиянием Дасин-Чанъаня; в «Самгук саги» сообщается о регулировании высоты построек в соответствии с рангом владельца. «Вост. дворец» (674) включал парк Анапчи («Пруд лебедей и уток») с искусств. водоёмами и холмами, павильон Имхэджон. В сер. 7 в. построена «Башня для наблюдения за звёздами» (Чхомсондэ; выс. 10 м; 28 уровней кладки из 365 гранитных блоков) – одно из древнейших сохранившихся астрономич. сооружений в Азии (использовалось и для жертвоприношений духам звёзд). С утверждением буддизма активно строились храмы и монастыри, в т. ч. Пульгукса («Храм Земли будд»), Соккурам. С 7 в. создаются мн. памятники «Долины будд» в горах Намсан, к югу от Кёнджу (ок. 100 храмов и 60 пагод, более 80 скульптур). Для 8 в. типичны две 3-этажные каменные пагоды мон. Тансокса; более поздние (в храме Поримса и др.) – меньше, более декоративны, со множеством миниатюрных «наверший». 5-этажную пагоду в мон. Сонджуса (выс. 6,6 м; 9 в.) связывают с традицией Пэкче.
В каменной скульптуре С. сильно влияние буддийских пещерных храмов танского Китая, в т. ч. горельефное изображение Будды Амитабхи на лотосовом троне, высеченное в 7 в. в гранитной скале близ г. Кёнджу. Среди крупных бронзовых позолоченных статуй – «созерцающего Майтрейи» (выс. 0,9 м; нач. 7 в.), Будды Врачевания из храма Пэннюльса (1,8 м; кон. 8 в.). Железная статуя (2,5 м) Будды Вайрочаны из мон. Поримса отличается «угловатыми», жёсткими линиями, характерными для поздней С. Малая пластика 7–8 вв. в осн. представлена скульптурой для алтарей храмов и домов знати, в т. ч. 2 золотые статуэтки и позолоченный реликварий с именем правителя (706) из бронзового ковчега в пагоде мон. Хванбокса в Кёнджу; для произведений 8–9 вв. характерен формализм с акцентом на детали. В 771 для мон. Пондокса в Панволе был отлит бронзовый колокол выс. 3,65 м, массой ок. 20,9 т, с орнаментом и текстом из 830 иероглифов. К немногим сохранившимся памятникам живописи относится Аватамсака-сутра (главная сутра секты Хваом; переписана в 754), украшенная изображениями будд, бодхисаттв и др.
Могилы высшей знати С. 5 – нач. 6 вв. изучались в Кёнджу: каменно-земляные курганы; дерев. саркофаги на галечных «подушках» или плитах, с богатым инвентарём и человеческими жертвами. Курган Небесной Лошади (Чхонмачхон; назван по фреске с изображением «летящей» лошади, связанной с культом верховного божества чинханских племён) – выс. 12,7 м, диаметр 47 м; в саркофаге: золотые корона, шапка, наборный пояс с подвесками, сосуд из голубого стекла, оружие, конское снаряжение и др. Аналогичны по пышности обряда курганы Золотой Короны (Кымгванчхон), Собончхон, Хваннамтэчхон. Часть могил в конструкции и инвентаре отражают влияние более сев. культур. Знамениты короны правителей С. – в форме ветвей деревьев с 3–4 уровнями и стилизованных оленьих рогов, с нефритовыми каплевидными подвесками (когок). С кон. 7 в. распространяются трупосожжения; останки помещали в керамич. урны, инвентарь беден, что характерно для последователей буддизма. См. также Корея (раздел Изобразительное искусство).