ЛОЛА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОЛА́Н (кор. Аннан, Наннан), важнейший из 4 кит. адм. округов, существовавших в сев. части Корейского п-ова и на прилегающих территориях в эпоху Хань. Сведения об этих округах сохранились в кор. и кит. официальных историч. хрониках («Самгук саги», «Ши цзи», «Цянь Хань шу», «Хоу Хань шу», «Сань го чжи»), согласно которым Л. сформирован в 108 до н. э. после того, как кит. имп. У-ди разгромил гос-во Кочосон, часть территории которого вошла в состав Ханьской империи в качестве «внешних» округов. Губернаторы Л. вели войны на юге и севере, против племён ёмэк, махан и чинхан, когурёсцев. Л. просуществовал до 313 н. э., когда был завоёван гос-вом Когурё.
Археологич. памятники, соотносимые с Л., представлены городищами и погребальными комплексами. Их изучение начато в 1920–30-х гг. япон. археологами Р. Тории и Т. Сэкино, исследовавшими ок. 70 погребений на памятниках Чонбэкни и Согамни близ Пхеньяна; после освобождения Кореи от япон. оккупации изучение Л. продолжили сев.-кор. археологи. Показательно городище с земляным валом, расположенное на левом берегу р. Тэдонган, в 6 км от Пхеньяна (ок. 42 га; известно с нач. 20 в.). Выявлены фундаменты зданий, в осн. интерпретируемых как административные (поскольку в них отсутствует бытовой инвентарь), каменные базы для колонн, водоотводы, улицы с покрытием из трамбованной земли; среди находок – строительные и декоративные кирпичи, гладкая и фигурная черепица, ханьские монеты, оттиски печатей. К городищу примыкает курганный могильник (более 1500 квадратных насыпей) с погребениями в грунтовых ямах, в дерев. гробах, в дерев. срубах (в осн. 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.), в кирпичных могилах-склепах (в осн. 2–4 вв.). На кирпичах кладки и на черепице часто указаны девизы правления кит. императоров, относящиеся к периоду с 33 по 404. Надпись на кирпиче из могилы «губернатора Тун Ли» сделана в 353; возможно, Л. некоторое время сохранял относит. автономию в составе Когурё. Среди находок – железное и бронзовое оружие (клевцы, мечи, спусковые механизмы и болты для арбалетов), зеркала кит. типов, бронзовые ритуальные треножники, курильницы «в форме языков пламени»; искусно выполненные украшения (напр., золотая поясная пряжка в виде дракона), куски шёлка. Разнообразны лаковые изделия, часто снабжённые датирующими надписями (гробы, столики, ларцы, сосуды, приборы для письма, футляры для свитков, гребни, фигурки лошадей и др.); в осн. изготовлялись в имп. мастерских на территории совр. пров. Сычуань. На одной из шкатулок изображены 94 человеческие фигуры, подписи указывают на особое проявление ими «сыновней почтительности», одной из важнейших конфуцианских добродетелей. Находки печатей и их оттисков на глине свидетельствуют, что городище и связанный с ним могильник были адм. центром Л. В управлении, очевидно, участвовала и местная знать. Прослеживается когурёское влияние (камеры из каменных блоков, железные гвозди для гробов, некоторые типы железных кинжалов и наконечников стрел, пряжек, украшений).
Мн. вопросы, связанные с ханьскими округами, остаются дискуссионными, в т. ч. их точная локализация, степень контроля над ними со стороны центр. ханьской администрации, влияние кочевников. Л. оказал значит. влияние на культуры Корейского п-ова, в частности, по мнению Ким Вон Йона, это воздействие способствовало распространению железоделательного произ-ва на всей территории полуострова.