КОФУ́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОФУ́Н (курганная культура; курганный период; япон. «древний курган»), археологич. культура (культурная общность) и историч. период в рамках раннего Средневековья (3–7 вв.) на Японских о-вах. Распространена от севера о. Хонсю (район совр. г. Сендай) до северо-востока о. Кюсю; центр – в долине Нара. Описания конструкции и состава инвентаря «императорских» курганов содержатся в япон. летописи «Нихон сёки» (завершена в 720). Первые офиц. раскопки кургана Самурайдзука (ныне префектура Тотиги, к северу от Токио) провёл М. Мицукуни (внук основателя династии Токугава) в 1692. Науч. раскопки с нач. 20 в. (А. Тюити, М. Йонэкити, Т. Кэндзо, К. Хамада и др.). Из более 10 тыс. выявленных курганов на основании письм. источников 188 и 522 погребения выделяют как гробницы «императоров» или «императриц» и членов их семей; с кон. 19 в. на раскопки этих могил наложен мораторий, из которого редко делали исключения по спец. разрешению япон. имп. двора. В 2008 проведено обследование кургана Госаси (на территории совр. г. Нара), приписываемого «императрице» Дзингу (традиц. дата 201–269), и установлена его датировка – ок. 400. К. подразделяют на 3 этапа: кон. 3–4 вв. (связан с Яёй культурой), кон. 4–5 вв., 6–7 вв.
Курганы правителей могут занимать площадь до 486×305 м при сохранившейся выс. 35 м [курган Дайсэнрё, приписываемый «императору» Нинтоку (традиц. дата 313–399)], с нач. 5 в. размеры курганов уменьшаются. Для «Больших» курганов («императорских» и элиты) типична конусовидная насыпь с уплощённым трапециевидным выступом («в форме замочной скважины»), окружённая 1–3 рвами с водой, иногда дополненными изгородью из камней. На позднем этапе появляются курганы, восьмиугольные в плане (особое значение цифры 8 связывают с влиянием кит. космологии), а также круглые, на 2-ступенчатом квадратном основании, выложенном камнем. На склонах насыпи устанавливались, в зависимости от статуса погребённого, до нескольких тысяч глиняных фигур (ханива). Первоначально могильные камеры часто устраивали в насыпи; во 2-й половине К. – под насыпью; на позднем этапе появляется коридор, ведущий к камере. Стены камеры и коридора часто оформлялись каменными плитами или скреплённой известью кладкой; иногда поверх наносилась роспись красного цвета с мифологическими и бытовыми сюжетами в кит.-кор. стиле. Гроб-колода из японского кедра (в поздний период – из камня или керамики) мог помещаться в саркофаг из галечной обкладки или каменных плит, редко – из дерева. В составе инвентаря – бронзовые позолоченные короны кор. произ-ва, бронзовые зеркала (китайские и их местные копии), набор железного, редко бронзового оружия, доспехи, конское снаряжение, браслеты и бусы из жадеита, горного хрусталя, агата и др., подвески-магатама («в форме запятой»), железные сошники, мотыги, серпы, топоры, пилы, гвозди, керамика типа суэ (сделана на гончарном круге по кор. образцам, высокотемпературного обжига, пепельно-серого цвета, с заглаженной поверхностью или ложнотекстильным декором). Рядом с наиболее богатыми гробницами для инвентаря сооружались отд. курганы-кладовые [в кургане Арияма, приписываемом «императору» Одзин (традиц. дата 270–310; по совр. исследованиям, кон. 4 – нач. 5 вв.), найдено более 3 тыс. металлич. клинков и др.]. С кон. 6 в. появляются трупосожжения, связываемые с распространением на Японских о-вах буддизма. Могилы менее знатных людей (т. н. горизонтальные гробницы) устраивались в насыпях курганов; отдельно располагались грунтовые могилы с небольшой насыпью и ограниченным набором инвентаря.
Поселения К. (до 1 км2) часто окружались земляным валом. Жилища прямоугольные в плане (6–10×3–5, до 13,8×11,6 м), как правило, заглублены на 0,5 м, стены изнутри обшивались деревом. Судя по находкам ханива в форме жилищ, существовали наземные дома с дерев. стенами, высоко поднятым полом, двускатной тростниковой или соломенной крышей с выделенным коньком и отверстиями-дымоходами с двух сторон. Вход, как правило, на юж. стороне, напротив – керамич. печь, хозяйств. ямы. В каждом поселении было не менее одной металлургич. мастерской. Изучались керамич. горны, мастерские камнерезов. Обычно использовалась керамика типа хадзи (лепная, красного цвета, часто круглодонная, продолжавшая традиции культуры Яёй), каменные и керамич. пряслица, железные ножи, серпы, шилья и др. В основе хозяйства – заливное рисоводство; письм. источники свидетельствуют о строительстве в нач. 5 в. «великих каналов» в Ямасиро (ныне префектура Киото); в Хоэндзака (г. Осака) исследованы склады, в которых могло храниться до 4500 т риса.
Культура К. сложилась на местной основе, при значит. китайском и, особенно, кор. влиянии (в т. ч. миграции с территории Кореи). «Милитаризацию» погребального инвентаря в кон. 4 – нач. 5 вв. объясняют участием «континентального всаднического» компонента в формировании япон. аристократии и культуры. Появление некоторых железных палашей с кольцевым навершием, пластинчатых шлемов, сёдел с высокой лукой, круглых стремян связывают с сяньбэйским влиянием через корейское (когурёское; см. в ст. Когурё) посредничество. Контакты носили двусторонний характер. Территориальные группы «Больших» курганов принято соотносить с протогосударств. образованиями, о которых сообщают япон. летописи. На их основе в 3–4 вв. формируется гос-во Ямато, с правителями которого также связывают некоторые «Большие» курганы К. Использование курганов для погребения знати продолжалось и в следующий период япон. раннего Средневековья (Асука).