Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПРЕССИ́ВНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 285-286

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Гридин

ЭКСПРЕССИ́ВНОСТЬ в язы­ко­зна­нии, со­во­куп­ность се­ман­ти­ко-сти­ли­стич. при­зна­ков еди­ни­цы язы­ка, ко­то­рые обес­печи­ва­ют её спо­соб­ность вы­сту­пать в ком­му­ни­ка­тив­ном ак­те как сред­ст­во субъ­ек­тив­но­го вы­ра­же­ния от­но­ше­ния го­во­ря­ще­го к со­дер­жа­нию или ад­ре­са­ту ре­чи.

Э. свой­ст­вен­на еди­ни­цам всех уров­ней язы­ка. К фо­не­тич. экс­прес­сив­ным сред­ст­вам от­но­сят­ся фо­но­ло­ги­че­ски не­ре­ле­вант­ные для дан­но­го язы­ка из­ме­не­ния зву­ков (напр., в рус. яз. из­ме­не­ние дли­тель­но­сти, ас­пи­ра­ция и др.), ак­цент­ные и ин­то­на­ци­он­ные сред­ст­ва. Мор­фо­ло­гич. (сло­во­об­ра­зо­ват.) сред­ст­ва вклю­ча­ют сло­во­сло­же­ние и ши­ро­кий диа­па­зон лас­кат. и уни­чи­жит. аф­фик­сов. Лек­сич. сред­ст­ва ох­ва­ты­ва­ют пласт слов, имею­щих, по­ми­мо сво­его пред­мет­но-ло­гич. зна­че­ния, оце­ноч­ный ком­по­нент, а так­же меж­до­ме­тия и уси­лит. час­ти­цы. Экс­прес­сив­ные сред­ст­ва этих уров­ней об­ла­да­ют от­но­си­тель­но чёт­ко вы­ра­жен­ной по­ло­жи­тель­ной или от­ри­ца­тель­ной кон­но­та­ци­ей.

На син­так­сич. уров­не Э. вы­ра­жа­ет­ся из­ме­не­ни­ем обыч­но­го по­ряд­ка слов, ис­поль­зо­ва­ни­ем эл­лип­тич. кон­ст­рук­ций (см. Эл­лип­сис), по­вто­ров и др.

В ре­зуль­та­те ак­туа­ли­за­ции экс­прес­сив­ных средств язы­ка, со­че­та­ние и взаи­мо­дей­ст­вие ко­то­рых по­зво­ля­ет прак­ти­че­ски лю­бой еди­ни­це язы­ка вы­сту­пать в ка­че­ст­ве но­си­те­ля Э., речь при­об­ре­та­ет экс­прес­сию, т. е. спо­соб­ность вы­ра­жать пси­хич. со­стоя­ние го­во­ря­ще­го.

В ком­му­ни­ка­тив­ном ак­те па­рал­лель­но с язы­ко­вы­ми экс­прес­сив­ны­ми сред­ст­ва­ми ис­поль­зу­ют­ся мно­го­числ. па­ра­лин­гвис­тич. сред­ст­ва (гром­кость и тембр го­ло­са, темп ре­чи, ми­ми­ка, жес­ты).

Э. как од­но из свойств язы­ко­вой еди­ни­цы тес­но свя­за­на с ка­те­го­ри­ей эмо­цио­наль­ной оцен­ки и в це­лом с вы­ра­же­ни­ем эмо­ций у че­ло­ве­ка. Ге­не­ти­че­ски мно­гие за­кре­п­лён­ные сис­те­мой язы­ко­вой экс­прес­сив­ные сред­ст­ва, вклю­чая тро­пы и фи­гу­ры ре­чи, а так­же приё­мы по­строе­ния сти­ха, вос­хо­дят к осо­бен­но­стям оформ­ле­ния вы­ска­зы­ва­ния в эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­ной (аф­фек­тив­ной) ре­чи. Этим объ­яс­ня­ет­ся и сход­ст­во ар­се­на­ла экс­прес­сив­ных средств и прин­ци­пов их функ­цио­ни­ро­ва­ния в язы­ках раз­ных сис­тем. В ра­бо­тах ря­да лин­гвис­тов ка­те­го­рии Э. и эмо­цио­наль­но­сти ото­жде­ст­в­ля­ют­ся.

Раз­ли­чие функ­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния экс­прес­сив­ных язы­ко­вых средств в мно­го­об­раз­ных ви­дах об­ще­ст­вен­но-ре­че­вой прак­ти­ки за­труд­ня­ет их стро­гую клас­си­фи­ка­цию по еди­но­му при­зна­ку, что осо­бен­но за­мет­но при пе­ре­хо­де от экс­прес­сив­ной лек­си­ки к экс­прес­сив­но­му син­так­си­су. Изу­че­ние экс­прес­сив­ных средств кон­крет­ных язы­ков, как пра­ви­ло, вхо­дит в со­от­вет­ст­вую­щие раз­де­лы фо­не­ти­ки, грам­ма­ти­ки, лек­си­ко­ло­гии и сти­ли­сти­ки этих язы­ков.

Лит.: Лукь­я­но­ва Н. А. Экс­прес­сив­ная лек­си­ка раз­го­вор­но­го упот­реб­ле­ния. Про­бле­мы се­ман­ти­ки. Но­во­сиб., 1986; Мат­вее­ва Т. В. Лек­си­че­ская экс­прес­сив­ность в язы­ке. Сверд­ловск, 1986; Tелия В. Н. Кон­но­та­тив­ный ас­пект се­ман­ти­ки но­ми­на­тив­ных еди­ниц. М., 1986; Че­ло­ве­че­ский фак­тор в язы­ке. Язы­ко­вые ме­ха­низ­мы экс­прес­сив­но­сти. М., 1991; Кол­шан­ский Г. В. Со­от­но­ше­ние субъ­ек­тив­ных и объ­ек­тив­ных фак­то­ров в язы­ке. 2-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу