Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́НКАРА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: H. В. Исаева

ША́НКАРА (санскр. Śankara) (7 в. – нач. 8 в.), инд. фи­ло­соф и ре­лиг. дея­тель, ос­но­ва­тель шко­лы ад­вай­та-ве­дан­та. Ро­дил­ся в се­ле­нии Ка­ла­ди в Ке­ра­ле; в инд. агио­гра­фич. ли­те­ра­ту­ре счи­та­ет­ся во­пло­ще­ни­ем бо­га Ши­вы. Ещё в дет­ст­ве при­няв обе­ты бро­дя­че­го ас­ке­та-сан­нь­я­си­на, Ш. на­чал свою лит.-фи­лос. дея­тель­ность под рук. учи­те­ля Го­вин­ды. К пред­ше­ст­вен­ни­кам Ш. тра­ди­ция при­чис­ля­ет Гау­да­па­ду, ав­то­ра трак­та­та «Ман­ду­кья-ка­ри­ки», учи­те­лей Бхар­трип­ра­пан­чу и Сун­да­ра­пан­дью, а так­же от­час­ти грам­ма­ти­ста Бхар­три­ха­ри.

Гл. тру­ды: ком­мен­та­рии к «Брах­ма-сут­рам» Ба­да­рая­ны, ос­нов­ным Упа­ни­ша­дам, «Бха­га­вад­ги­те»; трак­та­ты «Упа­де­ша-са­хас­ри» («Ты­ся­ча уче­ний»), «Ви­ве­ка-чу­да­ма­ни» («Жем­чу­жи­на раз­ли­че­ния»), «Ат­ма-бод­ха» («Про­бу­ж­де­ние Ат­ма­на»); сти­хотв. цик­лы «Дак­ши­на­мур­ти-сто­тра» («Вос­хва­ле­ние бла­го­дат­но­го [Ши­вы]»), «Ши­ва­наи­да-ла­ха­ри» («Вол­на бла­жен­ст­ва Ши­вы») и др.

Сущ­ность уче­ния Ш. вы­ра­же­на в по­пу­ляр­ном санскр. сти­хе: «Брах­ман – ис­тинa, мир – ложь, ду­ша не­от­ли­чи­ма от Брах­ма­на». В це­лом ад­вай­та Ш. ока­за­лась пер­вой впол­не оформ­лен­ной и наи­бо­лее влия­тель­ной шко­лой в рам­ках ве­дан­ты. Опи­ра­ясь на свя­щен­ные тек­сты ин­ду­из­ма, Ш. пред­ло­жил соб­ств. ин­тер­пре­та­цию от­но­ше­ний ме­ж­ду Бо­гом и ми­ром, стре­мясь пре­ж­де все­го при­ми­рить ре­че­ния Упа­ни­шад о Брах­ма­не как ис­точ­ни­ке Все­лен­ной с не ме­нее ав­то­ри­тет­ны­ми ре­че­ния­ми о его не­из­мен­но­сти. Со­глас­но Ш., Брах­ман – это выс­шая и един­ст­вен­ная ре­аль­ность; он не про­сто един: с точ­ки зре­ния «выс­шей ис­ти­ны» (па­ра­март­хи­ка), с ним ни­ко­гда ни­че­го не про­ис­хо­ди­ло, а всё мно­го­об­ра­зие при­род­но­го ми­ра обя­за­но сво­им фе­но­ме­наль­ным су­ще­ст­во­ва­ни­ем майе, или «кос­ми­че­ской ил­лю­зии». Майя – это тво­ря­щая си­ла (шак­ти), или сво­его ро­да обо­рот­ная сто­ро­на са­мо­го Брах­ма­на; в сво­ём гно­сео­ло­гич. ас­пек­те майя то­ж­де­ст­вен­на ави­дье, или не­ве­де­нию. Имен­но майя-ави­дья ме­ша­ет осоз­нать, что ду­хов­ное на­ча­ло (Ат­ман) ка­ж­до­го жи­во­го су­ще­ст­ва аб­со­лют­но то­ж­де­ст­вен­но выс­ше­му Брах­ма­ну. Ос­во­бо­ж­де­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши из-под вла­сти ил­лю­зии и пре­кра­ще­ние сан­сар­но­го (см. Сан­са­ра) цик­ла пе­ре­ро­ж­де­ний воз­мож­но лишь как воз­вра­ще­ние её к Брах­ма­ну как чис­то­му зна­нию.

Агио­гра­фич. тек­сты по­ве­ст­ву­ют о про­по­вед­нич. дея­тель­но­сти Ш. во вре­мя его стран­ст­вий, уча­стии в пуб­лич­ных дис­пу­тах и об­ра­ще­нии в свою ве­ру мно­же­ст­ва сто­рон­ни­ков. Хо­тя упа­док не­ор­то­док­саль­ных уче­ний в Ин­дии на­чал­ся ещё до ро­ж­де­ния Ш., тра­ди­ция имен­но с его име­нем свя­зы­ва­ет окон­чат. вы­тес­не­ние буд­диз­ма из стра­ны. Ш. ре­фор­ми­ро­вал мо­на­стыр­скую ор­га­ни­за­цию ин­ду­из­ма, во мно­гом взяв за об­ра­зец буд­дий­скую санг­ху. В жиз­не­опи­са­ни­ях Ш. пе­ре­чис­ле­ны 10 ос­но­ван­ных им ин­дуи­ст­ских мо­на­сты­рей и 10 мо­на­ше­ских ор­де­нов ас­ке­тов-сан­нь­я­си­нов.

Соч.: Eight Upaniṣads: With the commentary of Śaṅkara / Transl. by Swami Gambhīrānan­da. Calcutta, 1956; Brahma-sūtra-bhāṣya / Transl. by Swami Gambhīrānanda. Calcutta, 1972; Śrīsaṅkara-granthavalī. Madras, 1978–1983; Gītа̅ in Śaṅkara’s Own Words / Transl. by V. Pa­noli. Madras, 1979. Vol. 1–4.

Лит.: Mahadevan T. M. P. The hymns of Śaṅ­kara. Madras, 1970; Исае­ва Н. В. Шан­ка­ра и ин­дий­ская фи­ло­со­фия. М., 1991; Suthren Hirst J. Śaṁkara’s Advaita Vedānta: A way of teaching. L.; N. Y., 2005; Dubois J. A.-M. The hidden lives of Brahman: Śaṅkara’s Vedānta through his Upāniṣad commentaries, in light of contemporary practice. Albany, 2013. См. так­же лит. при ст. Ад­вай­та-ве­дан­та.

Вернуться к началу