Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРАМ ГРО́БА ГОСПО́ДНЯ

Авторы: П. С. Павлинов (архитектура)

ХРАМ ГРО́БА ГОСПО́ДНЯ (ив­рит­ское כנסיית הקבר הקדוש, лат. Sanctum Se­pulchrum Domini; или Храм Вос­кре­се­ния – греч. Ναός τῆςΑναστάσεως), хри­сти­ан­ский хра­мо­вый ком­плекс в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в сев.-зап. час­ти Ста­ро­го Ие­ру­са­ли­ма. Объ­е­ди­ня­ет гл. свя­тые мес­та хри­сти­ан­ст­ва – пе­ще­ру, где был по­гре­бён и вос­крес Ии­сус Хри­стос (Гроб Гос­по­день), Гол­го­фу и др.

О по­чи­та­нии свя­тых мест в пер­вый век хри­сти­ан­ст­ва не­из­вест­но. Ок. 135 ря­дом с ни­ми по­строи­ли храм Ве­не­ры. Пе­ще­ра с по­гре­баль­ной скамь­ёй и холм Гол­го­фы (ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния 19–20 вв. не под­твер­ди­ли, но и не оп­ро­верг­ли их ау­тен­тич­ность) найдены ок. 326 при участии имп. Елены Святой в ходе поисков, проведённых по воле рим. имп. Константина Великого и еп. Иеру­са­лим­ского Макария. Язы­че­ский храм был сне­сён и в 326–335 во­круг свя­тых мест под рук. си­рий­ца Зи­но­вия воз­ве­дён ве­ли­че­ст­вен­ный ка­мен­ный ан­самбль. В не­го вхо­ди­ли про­пи­леи с 3 во­ро­та­ми, 5-не­фная ба­зи­ли­ка Мар­ти­рий с об­ра­щён­ным на за­пад ал­та­рём (58,5×40,5 м), пе­ще­ра Об­ре­те­ния Кре­ста Гос­под­ня и внутр. ат­ри­ум, при­мы­кав­ший к Гол­го­фе. Ос­та­ток го­ры с по­гре­баль­ной пе­ще­рой на­хо­дил­ся в ат­риу­ме и был ок­ру­жён (ве­ро­ят­но, во 2-й пол. 4 в.) хра­мом-ро­тон­дой Вос­кре­се­ния (Ана­ста­сис, или Гроб Гос­по­день) диа­мет­ром 33 м. В честь ос­вя­ще­ния Мар­ти­рия (13.9.335) бы­ло ус­та­нов­ле­но цер­ков­ное празд­но­ва­ние Об­нов­ления хра­ма (в рус. тра­ди­ции – Вос­кре­се­ние сло­ву­щее).

В 614 ком­плекс со­жжён при за­хва­те Ие­ру­са­ли­ма пер­са­ми. Вско­ре на его мес­те бы­ли уст­рое­ны 4 отд. хра­ма, в т. ч. ро­тон­да-Ана­ста­сис и на Гол­го­фе. Ар­хит. чер­ты ро­тон­ды (фор­ма, план, уст­рой­ст­во) ста­ли вос­про­из­во­дить­ся в цер­ков­ном строи­тель­ст­ве ви­зант. ми­ра (Ар­ме­ния, Гре­ция, Сев. Аф­ри­ка) и Зап. Ев­ро­пы [цен­трич. хра­мы-ка­пел­лы в Ахе­не (ок. 786–798), Фуль­де (ок. 790–819), в хра­ме Св. Сте­фа­на в Бо­ло­нье (11 в.), Кем­брид­же (ок. 1101–30)]. В 966 Х. Г. Г. со­жжён (близ Гол­го­фы уст­рое­на ме­четь), вос­ста­нов­лен к нач. 11 в., но в 1009 по ука­зу ха­ли­фа аль-Ха­ки­ма сне­сён. К 1047 на сред­ст­ва ви­зант. имп. Кон­стан­ти­на IX Мо­но­ма­ха от­строе­ны Ана­ста­сис, ат­ри­ум с 3 ка­пел­ла­ми и ц. Гол­го­фы (пол­ный объ­ём ра­бот не ус­та­нов­лен).

Фото П.С. Павлинова Гроб Господень.

В 1120–60-х гг. во­круг свя­тых мест кре­сто­нос­цы воз­ве­ли ро­ма­но-го­тич. ком­плекс па­лом­нич. ти­па, ко­то­рый по­стра­дал от мно­го­числ. зем­ле­тря­се­ний и по­жа­ров, не­од­но­крат­но вос­ста­нав­ли­вал­ся и пе­ре­страи­вал­ся [с 1925 (в 1930-х гг. арх. А. Бар­луц­ци) идёт ре­кон­ст­рук­ция отд. час­тей], но в гл. чер­тах со­хра­нил­ся до­ны­не. В Х. Г. Г. вхо­дят: ро­тон­да с Ку­вук­ли­ей [ча­сов­ня Гро­ба Гос­под­ня с при­де­лом Ан­ге­ла; ок. 1300 с зап. сто­ро­ны при­строе­на ча­сов­ня Гла­вы; из­нут­ри от­де­ла­на мра­мо­ром в 1555; пе­ре­строе­на в 1810-е гг.; в 1865–68 над ней рус. ин­же­не­ра­ми воз­ве­дён ме­тал­лич. ку­пол диа­мет­ром 22 м (в 2016–17 про­ве­дён ремонт)], об­ра­щён­ный на вос­ток ка­фо­ли­кон Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва с ку­по­лом (ос­вя­щён 15.7.1149; в 1810 за­ло­же­ны про­хо­ды ме­ж­ду не­фа­ми; мо­заи­ки 20 в.), об­ход­ная га­ле­рея с ча­сов­ня­ми, ц. Гол­го­фы и крип­та. В хра­ме уст­рое­ны ок. 30 час­тей (церк­ви, пре­сто­лы, ча­сов­ни и при­де­лы), по­свя­щён­ных со­бы­ти­ям по­след­них дней жиз­ни Хри­ста и его уче­ни­кам. С юж. сто­ро­ны у вхо­да (один из двух пор­та­лов в кон. 12 в. за­му­ро­ван, рель­е­фы в 1929 пе­ре­не­се­ны в Ар­хео­ло­гич. му­зей Рок­фел­ле­ра в Ие­ру­са­ли­ме) сто­ит 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня (1150–60-е гг., из­на­чаль­но име­ла 5 яру­сов). Пер­во­на­чаль­ное внутр. уб­ран­ст­во поч­ти ут­ра­че­но, фраг­мен­ты мо­заи­ки 12 в. со­хра­ни­лись на Гол­го­фе. Свя­ты­ня­ми хра­ма яв­ля­ют­ся Ка­мень по­ма­за­ния, Ко­лон­на св. Ог­ня, Ко­лон­на би­че­ва­ния, гроб­ни­цы свя­тых Ни­ко­ди­ма и Ио­си­фа Ари­ма­фей­ско­го и пр. К ком­плек­су при­мы­ка­ют зда­ния Ие­ру­са­лим­ской пат­ри­ар­хии, Свя­тог­роб­ско­го брат­ст­ва, ме­четь Хан­ка Са­ла­хийя (1187–89) и др. Храм про­дол­жал слу­жить ар­хит. об­раз­цом, напр. его объ­ём­но-пла­ни­ро­воч­ное ре­ше­ние по­вто­ре­но в 17 в. в Но­во-Ие­ру­са­лим­ском мо­на­сты­ре.

Вход в Кувуклию. Фото П.С. Павлинова

Из­на­чаль­но Х. Г. Г. был цен­тром Иеру­са­лим­ской пра­во­слав­ной церк­ви и поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом Ви­зан­тии и по­сле араб. за­вое­ва­ния Па­ле­сти­ны (638). С 8 в. из­вест­но о слу­ча­ях со­пер­ни­че­ст­ва эт­но­хри­сти­ан­ских групп (пре­ж­де все­го гре­ков, ар­мян и ла­ти­нян) за вла­де­ние хра­мом. Ос­во­бо­ж­де­ние Гро­ба Гос­под­ня от вла­сти му­суль­ман ста­ло гл. де­ви­зом кре­сто­вых по­хо­дов: за­хва­тив Ие­ру­са­лим, кре­сто­нос­цы сде­ла­ли ком­плекс цен­тром Ла­тин­ско­го пат­ри­ар­ха­та. По­сле из­гна­ния кре­сто­нос­цев (1187) ка­то­ли­ки вре­мен­но ут­ра­ти­ли свои по­зи­ции: в 13–14 вв. они име­ли в хра­ме свои уча­ст­ки, как и гре­ки, ар­мя­не, эфио­пы, гру­зи­ны, коп­ты, си­ро-яко­ви­ты, не­сто­риа­не, ма­ро­ни­ты и др., а Ку­вук­лия бы­ла об­щей. Что­бы из­бе­жать кон­флик­тов, пра­ва на «клю­чи» от Х. Г. Г. с 12–13 вв. пе­ре­да­ют­ся по на­след­ст­ву пред­ста­ви­те­ля­ми му­сульм. се­мьи. По­сле па­де­ния Ви­зан­тии уси­ли­лось влия­ние ка­то­ли­ков, ко­то­рые бла­го­да­ря ев­роп. ди­пло­ма­там впо­след­ст­вии по­лу­ча­ли (в 1453, 1535, по ус­ло­ви­ям Кар­ло­виц­ко­го кон­грес­са 1698–99, 1811) при­ори­тет­ные пра­ва на свя­тые мес­та. Ос­ман­ские вла­сти, при­зна­вая пра­во всех ис­по­ве­да­ний на дос­туп к свя­ты­ням, от­ка­зы­ва­лись пря­мо под­дер­жи­вать од­ну из групп, чем усу­губ­ля­ли про­ти­во­стоя­ние. В 19 в. во­прос о пра­ве на свя­тые мес­та, в т. ч. на Х. Г. Г., обо­ст­рил­ся из-за же­ла­ния ве­ли­ких дер­жав за­кре­пить своё по­ло­же­ние на Ближ­нем Вос­то­ке и стал по­во­дом для на­ча­ла Крым­ской вой­ны 1853–56. По­ло­же­ние ста­тус-кво по раз­де­ле­нию час­тей Х. Г. Г. ме­ж­ду хри­сти­ан­ски­ми груп­па­ми ого­ва­ри­ва­лось в разл. тур. фир­ма­нах (напр., 1757, 1852, 1858) и ме­ж­ду­нар. до­го­во­рах (Па­риж­ском ми­ре 1856, Бер­лин­ском трак­та­те 1878). Ны­не в Ку­вук­лии служ­бы со­вер­ша­ют­ся разл. кон­фес­сия­ми по рас­пи­са­нию, ка­фо­ли­кон и Гол­го­фа при­над­ле­жат Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, др. час­ти хра­ма раз­де­ле­ны ме­ж­ду ка­то­ли­ка­ми, Ар­мян­ской апо­столь­ской цер­ко­вью, Копт­ской цер­ко­вью, си­ро-яко­ви­та­ми (см. в ст. Си­рий­ские церк­ви) и Эфи­оп­ской цер­ко­вью.

Центр па­лом­ни­че­ст­ва: наи­боль­шее чис­ло лю­дей при­хо­дят в Х. Г. Г. еже­год­но в Ве­ли­кую суб­бо­ту, ко­гда схо­дит Бла­го­дат­ный Огонь.

Лит.: The Church of the Holy Sepulchre. N. Y., 2000; Morris C. The Sepulchre of Christ and the medieval West. Oxf., 2005; Бе­ля­ев Л. А., Ли­со­вой Н. Н. Гро­ба Гос­под­ня (Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва) храм в Ие­ру­са­ли­ме // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2006. Т. 13; Бе­ля­ев Л. А., Ба­та­лов А. Л., Ав­гу­стин (Ни­китин), ар­хим. Гроб Гос­по­день // Там же; Пан­чен­ко К. А. Ближ­не­во­сточ­ное Пра­во­сла­вие под ос­ман­ским вла­ды­че­ст­вом: Пер­вые три сто­ле­тия, 1516–1831. М., 2012.

Вернуться к началу