Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УКРАИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 763-764

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УКРАИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – укра́їнці), 1) граждане Украины; 2) вос­точ­но­сла­вян­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Ук­раи­ны. Чис­лен­ность 37,5 млн. чел., из них 32,6 млн. чел. го­во­рят на ук­ра­ин­ском язы­ке (2001, пе­ре­пись); рас­про­стра­нён рус. яз. Жи­вут так­же в Рос­сии (1,9 млн. чел. – 2010, пе­ре­пись; 2,5 млн. вы­ход­цев с Ук­раи­ны, по дан­ным МВД на 2016), на се­ве­ре Ка­зах­ста­на (333 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись); в стра­нах Вост., Юго-Вост. и Центр. Ев­ро­пы – на се­ве­ре и вос­то­ке Мол­да­вии (442,5 тыс. чел., в т. ч. в При­дне­ст­ро­вье 160,1 тыс. чел., – 2004, пе­ре­пись), се­ве­ре и за­па­де Ру­мы­нии (50,9 тыс. чел., в т. ч. в жу­де­це Ма­ра­му­реш – 30,8 тыс. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Сло­ва­кии (40,9 тыс. чел., в т. ч. 33,5 тыс. ру­син, – 2011, пе­ре­пись), а так­же в Гер­ма­нии (255 тыс. вы­ход­цев с Ук­раи­ны – 2014, дан­ные Ста­ти­стич. ве­дом­ст­ва), Че­хии (53,3 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Бе­ло­рус­сии (158,7 тыс. чел., по-ук­ра­ин­ски го­во­рят 46,4 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Поль­ше (48 тыс. чел., из них 22 тыс. чел. со­че­та­ют укр. иден­тич­ность с др. эт­нич. иден­тич­ностью; 232 тыс. уро­жен­цев Ук­раи­ны, в т. ч. 15 тыс. гра­ж­дан Ук­раи­ны, – круп­ней­шая им­ми­грант­ская груп­па – 2011, пе­ре­пись), Лат­вии (45,7 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись); в Аме­ри­ке – в Ка­на­де (1,3 млн. чел. укр. про­ис­хо­ж­де­ния, в т. ч. 345,4 тыс. чел. в пров. Аль­бер­та, 342 тыс. чел. в пров. Он­та­рио, 203,6 тыс. чел. в пров. Брит. Ко­лум­бии, – 2011, пе­ре­пись), США (1 млн. чел. – 2006, пе­ре­пись), Бра­зи­лии (до 0,5 млн. чел., в осн. в шта­те Па­ра­на), Ар­ген­ти­не (до 0,3 млн. чел. – 2012, дан­ные Укр. по­соль­ст­ва) и др. Ве­рую­щие в осн. пра­во­слав­ные (Ук­ра­ин­ская пра­во­слав­ная цер­ковь Моск. пат­ри­ар­ха­та, Укр. пра­во­слав­ная цер­ковь Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та и Укр. ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная цер­ковь) и униа­ты (в осн. на Зап. Ук­раи­не), есть ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты.

В 14–16 вв. жи­те­ли Юж. Ру­си на­зыва­ли се­бя ру­си­на­ми, ру­си­ча­ми, рус­на­ка­ми, ка­за­ка­ми и т. д.; с 18 в. стал широ­ко исполь­зо­вать­ся эт­но­ним «ма­ло­рос­сы». Вы­де­ля­ют­ся укр. ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. ре­гио­ны: Ср. По­днеп­ро­вье (от Кие­ва до Днеп­ров­ских по­ро­гов), Юг (За­по­ро­жье, При­чер­но­мо­рье и При­азо­вье), По­до­лье (по­до­ля­не), Кар­па­ты (Сев. Бу­ко­ви­на, За­кар­па­тье, Пря­шев­ская Русь, Лем­ков­ская Русь, Га­ли­ция, Во­лынь – гу­цу­лы, бой­ки, лем­ки, до­лы­ня­не; см. так­же Ру­си­ны), По­ле­сье (бас­сей­ны Те­те­ре­ва и Дес­ны – по­ле­щу­ки, лит­ви­ны), Се­вер­щи­на (вер­хо­вья Дес­ны), Сло­бо­жан­щи­на (вер­хо­вья Вор­ск­лы, Псё­ла, Се­вер­ско­го Дон­ца). С кон. 19 в. от­ме­че­но неск. волн мас­со­вой эмиг­ра­ции У. (гл. обр. с Зап. Ук­раи­ны) в стра­ны Зап. Ев­ро­пы и осо­бен­но Аме­ри­ки. Укр. им­ми­гран­ты (в 19 – нач. 20 вв. – гл. обр. кре­сть­я­не, в меж­во­ен­ный пе­ри­од – по­ли­тич. эмиг­ран­ты, в по­сле­во­ен­ный – так­же «пе­ре­ме­щён­ные ли­ца») по­се­ля­лись на се­ве­ро-вос­то­ке США (в осн. в шта­те Пен­силь­ва­ния), в про­вин­ци­ях Аль­бер­та, Сас­ка­че­ван и Ма­ни­то­ба в Ка­на­де, Юж. Аме­ри­ке. У., им­ми­гри­ро­вав­шие из Ав­ст­ро-Венг­рии в Ка­на­ду, но не по­лу­чив­шие ка­над. граж­дан­ст­ва, в 1-ю ми­ро­вую вой­ну бы­ли ин­тер­ни­ро­ва­ны. В 1944–46 на ос­но­ва­нии со­гла­ше­ния от 9.9.1944 меж­ду пра­ви­тель­ст­вом УССР и Поль­ским нар. ос­во­бо­дит. к-том осу­ще­ст­в­ле­но пе­ре­се­ле­ние У. из Поль­ши в УССР (од­но­вре­мен­но по­ля­ки пе­ре­се­ля­лись с тер­ри­то­рии УССР в Поль­шу). Пер­во­на­чаль­но про­ис­хо­ди­ло доб­ро­воль­но, с 1945 и в при­ну­дит. по­ряд­ке; все­го пе­ре­се­ле­но св. 500 тыс. чел. В 1947 в хо­де опе­ра­ция «Вис­ла», пред­при­ня­той по ре­ше­нию польск. пра­ви­тель­ст­ва, св. 140 тыс. У. и лиц из сме­шан­ных поль­ско-укр. се­мей де­пор­ти­ро­ва­ны из юго-вост. рай­о­нов Поль­ши в се­ве­ро-за­пад­ные, ра­нее вхо­див­шие в со­став Гер­ма­нии и по­лу­чен­ные Поль­шей пос­ле за­вер­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Тру­до­вая эмиг­ра­ция с Ук­раи­ны рез­ко вы­рос­ла в кон. 20 в. В свя­зи с во­ен­но-по­ли­тич. кри­зи­сом на Ук­раи­не в Рос­сию в 2014–15 при­бы­ло св. 300 тыс. укр. бе­жен­цев (све­де­ния Фе­де­раль­ной миг­рац. служ­бы на ле­то 2015).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для вост. сла­вян Вост. Ев­ро­пы, име­ет ряд черт, сход­ных с на­ро­да­ми Центр. и Юго-Вост. Ев­ро­пы. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (рожь, пше­ни­ца, яч­мень, гре­чи­ха, лён, ко­но­п­ля, с 17 в. – та­бак, с 19 в. – кар­то­фель, под­сол­неч­ник, ку­ку­ру­за) и жи­вот­но­вод­ст­во (круп­ный ро­га­тый скот, сви­ньи, ло­ша­ди; мес­та­ми – ов­цы: чёр­ная ре­ше­ти­лов­ская и се­рая со­коль­ская по­ро­ды на Пол­тав­щи­не, кар­пат­ская в Кар­па­тах и др.).

Жи­ли­ще в осн. кар­кас­ное (сто­впо­во), кар­кас за­пол­нял­ся го­ри­зон­таль­ны­ми бру­ска­ми (ле­со­степ­ное Пра­во­бе­ре­жье), вер­ти­каль­ны­ми брёв­на­ми (стор­чив­ка, тор­чив­ка, тор­чов­ка – Ле­во­бе­ре­жье) или плет­нём (тур­лук – степь); в По­ле­сье и Кар­па­тах рас­про­стра­не­ны сруб­ные до­ма, на юге – сыр­цо­вые и гли­но­бит­ные. Сте­ны бе­ли­лись (кро­ме Кар­пат и Сев.-Зап. По­ле­сья), ино­гда по­кры­ва­лись по­ли­хром­ной рос­пи­сью; кры­ша валь­мо­вая стро­пиль­ная, кры­тая со­ло­мой. Жи­ли­ще в осн. двух­ка­мер­ное, на се­ве­ро-вос­то­ке, за­па­де и юге – трёх­ка­мер­ное с ха­той, се­ня­ми и кле­тью (ко­мо­рой) ли­бо дру­гой ха­той по др. сто­ро­ну от се­ней; в Кар­па­тах од­ну или неск. ко­мор при­страи­ва­ли к ха­те и де­ла­ли отд. вход. Во 2-й пол. 19 в. в се­нях ста­ли вы­го­ра­жи­вать кла­до­вую (ко­мо­ра, ко­мир­ка, ко­мир­чи­на, клить, по­клить, хиж­ка, чу­лан), в нач. 20 в. в По­ле­сье и на Сло­бо­жан­щи­не – ота­п­ли­вае­мое пе­чью по­ме­ще­ние (те­п­лу­ха, те­п­луш­ка, при­ха­ток, ха­ти­на, кух­ня); ха­ты ста­ли де­лить на гор­ни­цу (чис­та ха­та, ве­ли­ка ха­та, за­ла) и кух­ню (ха­ти­на). К вхо­ду при­страи­ва­ли крыль­цо (га­нок, крыль­це, рун­дук, ко­ли­дор). В Кар­па­тах и Прид­не­ст­ро­вье по­строй­ка име­ла под­клет (по­гриб, пив­ни­ца). Пла­ни­ров­ка ин­терь­е­ра ха­ты в осн. зап.-рус. (укр.-бе­ло­рус.) ти­па (см. в ст. Из­ба): печь ста­ви­лась у вхо­да усть­ем к не­му, в За­кар­па­тье – усть­ем к тор­цу. В Пра­во­бе­ре­жье – печь с ши­ро­ким шест­ком (при­пи­чок) с мас­сив­ным усе­чён­но-пи­ра­ми­даль­ным ды­мо­при­ём­ни­ком (ко­мин) над ним. Усадь­ба име­ла сво­бод­ную не­замк­ну­тую пла­ни­ров­ку: ха­та (бу­ды­нок) ста­ви­лась вхо­дом на юг или юго-вос­ток в глу­би­не дво­ра на зна­чи­тель­ном («глу­бо­кий двор») или не­боль­шом (кур­до­нёр) рас­стоя­нии; на край­нем се­ве­ро-вос­то­ке до­ма ино­гда ста­ви­лись на «крас­ной ли­нии» ули­цы. В По­ле­сье, на Во­лы­ни, в За­кар­па­тье бы­ла рас­про­стра­не­на од­но­ряд­ная связь (дов­га), в По­ле­сье, Кар­па­тах, По­до­лье – замк­ну­тая пла­ни­ров­ка дво­ра (по­лес­ский ок­руж­ний двир, круг­лый двир; гу­цуль­ская гра­ж­да).

Рис. Е.Н. Федорченко Украинцы. Традиционный костюм. 1 – Среднее Поднепровье (Полтавщина): мужчина одет в вышитую рубаху, заправленную в шаровары, подвязанные кушаком, суконную свиту, мерлушковую шапку (кучма), сапоги (чоб...

Муж­ской кос­тюм – ту­ни­ко­об­раз­ная или с пря­мы­ми по­ли­ка­ми ру­ба­ха (ко­шу­ля, со­роч­ка), шта­ны, ча­ще с ши­ро­ким ша­гом (ша­ро­ва­ры), под­вя­зан­ные ши­ро­ким поя­сом (ку­шак), без­ру­кав­ка; свер­ху на­де­ва­ли ле­во­за­паш­ной каф­тан (сви­та) со сбо­ра­ми в та­лии на спи­не из сук­на или фаб­рич­ной тка­ни (жу­пан), у зап. У. – курт­ку (сэр­дак); на го­ло­ве – обыч­но мер­луш­ко­вая шап­ка (куч­ма), ле­том – со­ло­мен­ная шля­па (брыль). До 19 в. го­ло­ву бри­ли, ос­тав­ляя прядь (осе­ле­дец) на ма­куш­ке, гу­цу­лы но­си­ли длин­ные во­ло­сы. Жен­щи­ны по­верх ру­ба­хи (на Пра­во­бе­ре­жье – со стоя­чим или от­лож­ным во­рот­ни­ком; на Ле­во­бе­ре­жье – с бе­ло-се­рой, на Пра­во­бе­ре­жье – с крас­но-чёр­ной, в За­кар­па­тье – так­же жёл­то-зе­лё­но-крас­ной вы­шив­кой, у по­ле­щу­ков – с тка­ным ор­на­мен­том) но­си­ли пре­стил­ку (за­пас­ка), по­нё­ву (дер­га) или плах­ту, у по­ле­щу­ков – так­же шер­стя­ную юб­ку (лит­ник, ан­да­рак); без­ру­кав­ку (кер­сет­ка, у по­ле­щу­ков – ка­тан­ка из бе­ло­го сук­на, у зап. У. – кэп­тар) и сви­ту. За­муж­ние жен­щи­ны уби­ра­ли во­ло­сы под ша­поч­ку ти­па по­вой­ни­ка (очи­пок), до кон. 19 в. бы­то­вал по­ло­тен­ча­тый убор (на­мит­ка).

Тра­диц. пи­ща: ка­ши из му­ки (греч­не­вой – ле­миш­ка, ку­ку­руз­ной – ма­ма­лы­га, пше­нич­ной – за­тир­ка), в т. ч. фер­мен­ти­ро­ван­ной (ки­силь, ква­ша), по­хлёб­ки с кру­пой (ку­лиш) или про­жа­рен­ной му­кой (са­ла­мат), ва­ре­ни­ки (га­луш­ки), лап­ша (лок­ша, лок­ши­на), су­пы из крас­ной свёк­лы (чер­во­ный борщ) или зе­ле­ни (зе­лё­ный борщ), блю­да из ты­к­вы (гар­буз); из на­пит­ков – ком­пот из су­шё­ных фрук­тов (уз­вар), хлеб­ный квас (сы­ри­вец).

Раз­но­об­раз­ны те­ат­ра­ли­зов. об­ход­ные об­ря­ды: свя­точ­ные ко­ля­до­ва­ние с вер­те­пом, об­хо­ды ря­же­ных пар­ней «Ко­за», «Ма­лан­ка», «Мед­ведь» и др. (ря­же­ные со­став­ля­ли со­пер­ни­чаю­щие груп­пы – ма­лан­ка­ры, ко­то­рые уст­раи­ва­ли со­стя­за­ния в борь­бе и др.); мас­ле­нич­ные шу­тов­ские ше­ст­вия с «ко­лод­кой», про­цес­сии с на­ря­жен­ной зе­ле­нью де­вуш­кой («То­поль», в По­ле­сье – «Куст»; ср. обы­чай Пе­пе­ру­ды в Юго-Вост. Ев­ро­пе) на Трои­цу (Зе­ле­ны свя­та), «ку­паль­ским де­рев­цем» (Ку­пай­ло, Ку­пай­ли­це, Ма­ре­на) на Ива­нов день, по­след­ним сно­пом на до­жин­ки, «про­во­ды Ру­сал­ки» в По­ле­сье (см. Ру­са­лии) и т. п. На Пас­ху (Ве­лик­день) пе­кут ку­ли­чи (пас­ка) и кра­сят пас­халь­ные яй­ца (пи­сан­ка, кра­шан­ка, га­лун­ка и т. п.), уст­раи­ва­ют «об­ли­ван­ные дни», по­сле Пас­халь­ной не­де­ли – по­ми­наль­ные об­ря­ды (Про­во­ды, Гроб­ки, Мо­гил­ки – см. Ра­до­ни­ца). Раз­ви­ты вы­шив­ка и узор­ное тка­че­ст­во, про­из-во по­лив­ной ке­ра­мич. по­су­ды (По­до­лье, За­кар­па­тье, сёла Опош­ня и Мир­го­род Пол­тав­ской обл., с. Ко­со­во Ива­но­во-Фран­ков­ской обл.), из­раз­цов (г. Ич­ня Чер­ни­гов­ской обл. и др.), резь­ба по де­ре­ву (в т. ч. «фи­гу­ры» – скульп­ту­ра на хри­сти­ан­ские сю­же­ты в Кар­па­тах). На Свят­ки и Пас­ху до­ма ук­ра­ша­ли вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми (руш­ник), в По­до­лье – бу­маж­ны­ми цве­та­ми и узор­ны­ми сал­фет­ка­ми (вы­ты­нан­ки), в Зап. По­ле­сье и Га­ли­ции – фи­гур­ка­ми из со­ло­мы («пау­ки»).

Уст­ное твор­че­ст­во. Нар. му­зы­ка У. име­ет су­щест­вен­ные ре­гио­наль­ные раз­ли­чия, муз. твор­че­ст­во вос­точ­ных У. име­ет об­щие чер­ты с рус­ским и бе­ло­рус­ским фольк­ло­ром, за­пад­ных У. – с вен­гер­ским, поль­ским, мол­дав­ским, ру­мын­ским, чеш­ским, сло­вац­ким. В це­лом ха­рак­тер­ны ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые (вес­нян­ки, ко­ляд­ки, ку­паль­ские и др.) и се­мей­но-об­ря­до­вые пес­ни, ли­рич. пес­ни и бал­ла­ды, сол­дат­ские, ис­то­рич. пес­ни, тан­це­валь­ные наи­гры­ши и др. На­ря­ду с од­но­го­ло­си­ем, рас­про­стра­не­но мно­го­го­ло­сие под­го­ло­соч­но­го и го­мо­фон­но­го скла­дов. В 18 – нач. 20 вв. в твор­че­ст­ве проф. му­зы­кан­тов-ска­зи­те­лей бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ду­мы, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но ис­пол­ня­лись в со­про­во­ж­де­нии бан­ду­ры (коб­зы) или ко­лёс­ной ли­ры. У зап. групп У. зна­чит. роль при­над­ле­жит ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке, сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – скрип­ка, цим­ба­лы, трем­би­та; для тан­це­валь­ной му­зы­ки ха­рак­тер­на струк­ту­ра ко­ло­мый­ки. Ин­ст­ру­мен­таль­ная куль­ту­ра У. от­ли­ча­ет­ся раз­ви­то­стью и свое­об­ра­зи­ем, рас­про­стра­не­но ан­самб­ле­вое ис­пол­ни­тель­ст­во; тра­диц. тип ан­самб­ля – «троїсті му­зи­ки», в ко­то­рый мог­ли вхо­дить скрип­ки, ба­со­ля (смыч­ко­вый бас) и бу­бен ли­бо скрип­ки, цим­ба­лы и бу­бен (ны­не так­же др. ин­ст­ру­мен­ты). Укр. муз. фольк­лор в его ау­тен­тич­ном зву­ча­нии со­хра­нил­ся пре­им. у зап. групп У.; его вос­про­из­во­дят ан­самб­ли «Дре­во» (1979), «Во­ло­дар» (1993), «Бо­жи­чи» (1999; все – Ки­ев) и др.

Лит.: Гу­ме­нюк А. Українські народні му­зичні інструменти. Київ, 1967; Го­шов­ский В. У ис­то­ков на­род­ной му­зы­ки сла­вян. М., 1971; Квит­ка К. Из­бран­ные тру­ды. М., 1971–1973. Т. 1–2; Ук­ра­ин­ские на­род­ные ду­мы. М., 1972; Ук­ра­ин­цы. М., 2000.

Вернуться к началу