Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́МКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Бойко

ЛЕ́МКИ (са­мо­на­зва­ния: лем­ки – от час­ти­цы «лэм» – лишь, толь­ко; ру­сы­ны, рус­на­кы), эт­но­куль­тур­ная груп­па ук­ра­ин­цев в Сло­ва­кии, Поль­ше и Ук­раи­не (в осн. Тер­но­поль­ская, Львов­ская, Ива­но-Фран­ков­ская, Ни­ко­ла­ев­ская и Хер­сон­ская об­лас­ти). Чис­лен­ность в Сло­ва­кии от 70 до св. 120 тыс. чел. (из них ок. 20 тыс. чел. на­зы­ва­ют се­бя ру­си­на­ми, до 10 тыс. чел. – ук­ра­ин­ца­ми, ос­таль­ные – сло­ва­ка­ми; 2001, пе­ре­пись); в Поль­ше (5,8 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись; по оцен­кам, до 60 тыс. чел.) и Ук­раи­не (672 чел. – 2001, пе­ре­пись, по оцен­кам, неск. де­сят­ков тыс. чел.) в осн. на­зы­ва­ют се­бя ук­ра­ин­ца­ми. Зна­чит. груп­пы есть в Че­хии, США и Ка­на­де. Го­во­рят на лем­ков­ском диа­лек­те укр. яз.; в Сло­ва­кии и Поль­ше су­щест­ву­ют его лит. стан­дар­ты (см. в ст. Ру­син­ский язык). Рас­про­стра­не­ны так­же лит. ук­ра­ин­ский, сло­вац­кий и поль­ский язы­ки. В осн. гре­ко­ка­то­ли­ки, есть так­же пра­во­слав­ные Пра­во­слав­ной церк­ви Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии, Польск. пра­во­слав­ной церк­ви, т. н. Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та, Укр. ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церк­ви, ри­мо­ка­то­ли­ки; в мес­тах ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния Л. разл. вост. кон­фес­сий не­ред­ко про­во­дят­ся со­вме­ст­ные бо­го­слу­же­ния.

Сфор­ми­ро­ва­лись к 17 в. на ос­но­ве по­том­ков ис­то­рич. хор­ва­тов и укр. пе­ре­се­лен­цев (в т. ч. плен­ных за­по­рож­ских ка­за­ков) при влия­нии вост. сло­ва­ков, по­ля­ков (гу­ра­лов и ма­зу­ров), кар­пат­ских нем­цев, венг­ров. Тра­ди­ци­он­но на­се­ля­ли Вост. и Зап. Кар­па­ты [ме­ж­ду р. По­прад на за­па­де и р. Ци­ро­ха на се­ве­ро-вос­то­ке Сло­ва­кии (Пре­шов­ский край)] и Низ­кие Бес­ки­ды и Сон­дец­кие Бес­ки­ды [ме­ж­ду р. Ду­на­ец и р. Ос­ла­ва на юго-вос­то­ке Поль­ши (юг Под­кар­пат­ско­го и юго-вос­ток Кра­ков­ско­го вое­водств)]. В 1939 Л. на­счи­ты­ва­лось ок. 140 тыс. чел. в Поль­ше и 100 тыс. чел. в Сло­ва­кии. В 1944–46 часть поль­ских Л., по сов.-польск. со­гла­ше­нию об об­ме­не на­се­ле­ни­ем, бы­ла на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­ле­на в вост. рай­оны Ук­раи­ны (позд­нее часть их по­се­лилась на за­па­де Ук­раи­ны), ос­таль­ные вы­се­ле­ны в зап. и сев. вое­вод­ст­ва Поль­ши в 1947 в хо­де «опе­ра­ции Вис­ла». С 1980-х гг. часть польск. Л. воз­вра­ща­ет­ся на ро­ди­ну.

Молодая женщина из лемковского села Команьча Санокского повета Подкарпатского воеводства в костюме нач. 20 в. Фото 2006. Музей этнографии и народных промыслов Института народоведения Национальной акад... Архив И. А. Бойко

Тра­диц. куль­ту­ра сфор­ми­ро­ва­лась к 17 в. в про­цес­се адап­та­ции к кар­пат­ско­му низ­ко- и сред­не­го­рью. Раз­ви­то от­гон­ное и вы­гон­ное ско­то­вод­ст­во (кар­пат­ская гру­бо­шёр­ст­ная по­ро­да овец, ме­ст­ная по­ро­да во­лов), вы­ра­щи­ва­ют яч­мень, кар­то­фель, пол­бу, овёс, рожь. Жи­ли­ще (хы­жи) – сруб­ное, об­ма­зан­ное гли­ной или по­бе­лён­ное ме­ж­ду вен­ца­ми, од­но­этаж­ное, без под­кле­та, с вы­со­кой со­ло­мен­ной кры­шей; к ха­те по­сред­ст­вом од­но­ряд­ной свя­зи при­мы­ка­ют хо­зяйств. по­ме­ще­ния. Пла­ни­ров­ка сло­вац­ко-мо­рав­ско­го ти­па (печь при вхо­де усть­ем к тор­цо­вой сте­не). Для нац. оде­ж­ды ха­рак­тер­ны ко­рот­кие без­ру­кав­ки: су­кон­ные (лэй­бык), жен­ские по­лот­ня­ные и бар­хат­ные (гор­сэт), ук­ра­шен­ные пу­го­ви­ца­ми, вы­шив­кой, гап­том, ап­пли­ка­ци­ей; муж­ской су­кон­ный плащ (чу­га, чу­га­ня) с длин­ным ка­пю­шо­ном и ба­хро­мой. Хлеб (ощи­пок, па­ле­ня) пре­сный или за­ква­шен­ный на ми­нер. во­де, из яч­ме­ня и ов­са, час­то с до­бав­ле­ни­ем кар­то­фе­ля.

Уст­ное твор­че­ст­во пред­став­ле­но ко­рот­ки­ми пес­ня­ми (ка­рич­ки, ко­ло­мый­ки, спи­ван­ки), сва­деб­ны­ми ан­самб­ля­ми (гу­да­ки), со­стоя­щи­ми из 2 скри­пок (гус­ли) и струн­но­го ба­са (ба­со­ля). Ха­рак­тер­ны од­но- и двух­цвет­ные (пре­об­ла­да­ют крас­ный, жёл­то-ко­рич­не­вый, фио­ле­то­вый, го­лу­бой, зе­лё­ный цве­та, по­сле пе­ре­се­ле­ния так­же чёр­ные – «жа­лоб­ные») пас­халь­ные яй­ца-пи­сан­ки.

Л. – наи­бо­лее по­ли­ти­че­ски ак­тив­ная груп­па ук­ра­ин­цев. Соз­дан Все­мир­ный кон­гресс лем­ков, ко­то­рый бо­рет­ся за при­зна­ние прав Л. на ис­то­рич. зем­лях, про­во­дит еже­год­ные съез­ды и фольк­лор­ный фес­ти­валь «Лем­кивсь­ка ват­ра» на ис­то­ри­че­ской Лем­ков­щи­не в Поль­ше; в г. Са­нок (Поль­ша) дей­ст­ву­ет му­зей-ар­хив.

Лит.: Лемківщина. Історико-етнографічне до­слід­ження. Київ, 1999. Т. 1–2.

Вернуться к началу