УКРАИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УКРАИ́НЦЫ (самоназвание – укра́їнці), 1) граждане Украины; 2) восточнославянский народ, осн. население Украины. Численность 37,5 млн. чел., из них 32,6 млн. чел. говорят на украинском языке (2001, перепись); распространён рус. яз. Живут также в России (1,9 млн. чел. – 2010, перепись; 2,5 млн. выходцев с Украины, по данным МВД на 2016), на севере Казахстана (333 тыс. чел. – 2009, перепись); в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы – на севере и востоке Молдавии (442,5 тыс. чел., в т. ч. в Приднестровье 160,1 тыс. чел., – 2004, перепись), севере и западе Румынии (50,9 тыс. чел., в т. ч. в жудеце Марамуреш – 30,8 тыс. чел.), северо-востоке Словакии (40,9 тыс. чел., в т. ч. 33,5 тыс. русин, – 2011, перепись), а также в Германии (255 тыс. выходцев с Украины – 2014, данные Статистич. ведомства), Чехии (53,3 тыс. чел. – 2011, перепись), Белоруссии (158,7 тыс. чел., по-украински говорят 46,4 тыс. чел. – 2009, перепись), Польше (48 тыс. чел., из них 22 тыс. чел. сочетают укр. идентичность с др. этнич. идентичностью; 232 тыс. уроженцев Украины, в т. ч. 15 тыс. граждан Украины, – крупнейшая иммигрантская группа – 2011, перепись), Латвии (45,7 тыс. чел. – 2011, перепись); в Америке – в Канаде (1,3 млн. чел. укр. происхождения, в т. ч. 345,4 тыс. чел. в пров. Альберта, 342 тыс. чел. в пров. Онтарио, 203,6 тыс. чел. в пров. Брит. Колумбии, – 2011, перепись), США (1 млн. чел. – 2006, перепись), Бразилии (до 0,5 млн. чел., в осн. в штате Парана), Аргентине (до 0,3 млн. чел. – 2012, данные Укр. посольства) и др. Верующие в осн. православные (Украинская православная церковь Моск. патриархата, Укр. православная церковь Киевского патриархата и Укр. автокефальная православная церковь) и униаты (в осн. на Зап. Украине), есть католики и протестанты.
В 14–16 вв. жители Юж. Руси называли себя русинами, русичами, руснаками, казаками и т. д.; с 18 в. стал широко использоваться этноним «малороссы». Выделяются укр. историко-этнографич. регионы: Ср. Поднепровье (от Киева до Днепровских порогов), Юг (Запорожье, Причерноморье и Приазовье), Подолье (подоляне), Карпаты (Сев. Буковина, Закарпатье, Пряшевская Русь, Лемковская Русь, Галиция, Волынь – гуцулы, бойки, лемки, долыняне; см. также Русины), Полесье (бассейны Тетерева и Десны – полещуки, литвины), Северщина (верховья Десны), Слобожанщина (верховья Ворсклы, Псёла, Северского Донца). С кон. 19 в. отмечено неск. волн массовой эмиграции У. (гл. обр. с Зап. Украины) в страны Зап. Европы и особенно Америки. Укр. иммигранты (в 19 – нач. 20 вв. – гл. обр. крестьяне, в межвоенный период – политич. эмигранты, в послевоенный – также «перемещённые лица») поселялись на северо-востоке США (в осн. в штате Пенсильвания), в провинциях Альберта, Саскачеван и Манитоба в Канаде, Юж. Америке. У., иммигрировавшие из Австро-Венгрии в Канаду, но не получившие канад. гражданства, в 1-ю мировую войну были интернированы. В 1944–46 на основании соглашения от 9.9.1944 между правительством УССР и Польским нар. освободит. к-том осуществлено переселение У. из Польши в УССР (одновременно поляки переселялись с территории УССР в Польшу). Первоначально происходило добровольно, с 1945 и в принудит. порядке; всего переселено св. 500 тыс. чел. В 1947 в ходе операция «Висла», предпринятой по решению польск. правительства, св. 140 тыс. У. и лиц из смешанных польско-укр. семей депортированы из юго-вост. районов Польши в северо-западные, ранее входившие в состав Германии и полученные Польшей после завершения 2-й мировой войны. Трудовая эмиграция с Украины резко выросла в кон. 20 в. В связи с военно-политич. кризисом на Украине в Россию в 2014–15 прибыло св. 300 тыс. укр. беженцев (сведения Федеральной миграц. службы на лето 2015).
Традиц. культура типична для вост. славян Вост. Европы, имеет ряд черт, сходных с народами Центр. и Юго-Вост. Европы. Осн. занятия – пашенное земледелие (рожь, пшеница, ячмень, гречиха, лён, конопля, с 17 в. – табак, с 19 в. – картофель, подсолнечник, кукуруза) и животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади; местами – овцы: чёрная решетиловская и серая сокольская породы на Полтавщине, карпатская в Карпатах и др.).
Жилище в осн. каркасное (стовпово), каркас заполнялся горизонтальными брусками (лесостепное Правобережье), вертикальными брёвнами (сторчивка, торчивка, торчовка – Левобережье) или плетнём (турлук – степь); в Полесье и Карпатах распространены срубные дома, на юге – сырцовые и глинобитные. Стены белились (кроме Карпат и Сев.-Зап. Полесья), иногда покрывались полихромной росписью; крыша вальмовая стропильная, крытая соломой. Жилище в осн. двухкамерное, на северо-востоке, западе и юге – трёхкамерное с хатой, сенями и клетью (коморой) либо другой хатой по др. сторону от сеней; в Карпатах одну или неск. комор пристраивали к хате и делали отд. вход. Во 2-й пол. 19 в. в сенях стали выгораживать кладовую (комора, комирка, комирчина, клить, поклить, хижка, чулан), в нач. 20 в. в Полесье и на Слобожанщине – отапливаемое печью помещение (теплуха, теплушка, прихаток, хатина, кухня); хаты стали делить на горницу (чиста хата, велика хата, зала) и кухню (хатина). К входу пристраивали крыльцо (ганок, крыльце, рундук, колидор). В Карпатах и Приднестровье постройка имела подклет (погриб, пивница). Планировка интерьера хаты в осн. зап.-рус. (укр.-белорус.) типа (см. в ст. Изба): печь ставилась у входа устьем к нему, в Закарпатье – устьем к торцу. В Правобережье – печь с широким шестком (припичок) с массивным усечённо-пирамидальным дымоприёмником (комин) над ним. Усадьба имела свободную незамкнутую планировку: хата (будынок) ставилась входом на юг или юго-восток в глубине двора на значительном («глубокий двор») или небольшом (курдонёр) расстоянии; на крайнем северо-востоке дома иногда ставились на «красной линии» улицы. В Полесье, на Волыни, в Закарпатье была распространена однорядная связь (довга), в Полесье, Карпатах, Подолье – замкнутая планировка двора (полесский окружний двир, круглый двир; гуцульская гражда).
Мужской костюм – туникообразная или с прямыми поликами рубаха (кошуля, сорочка), штаны, чаще с широким шагом (шаровары), подвязанные широким поясом (кушак), безрукавка; сверху надевали левозапашной кафтан (свита) со сборами в талии на спине из сукна или фабричной ткани (жупан), у зап. У. – куртку (сэрдак); на голове – обычно мерлушковая шапка (кучма), летом – соломенная шляпа (брыль). До 19 в. голову брили, оставляя прядь (оселедец) на макушке, гуцулы носили длинные волосы. Женщины поверх рубахи (на Правобережье – со стоячим или отложным воротником; на Левобережье – с бело-серой, на Правобережье – с красно-чёрной, в Закарпатье – также жёлто-зелёно-красной вышивкой, у полещуков – с тканым орнаментом) носили престилку (запаска), понёву (дерга) или плахту, у полещуков – также шерстяную юбку (литник, андарак); безрукавку (керсетка, у полещуков – катанка из белого сукна, у зап. У. – кэптар) и свиту. Замужние женщины убирали волосы под шапочку типа повойника (очипок), до кон. 19 в. бытовал полотенчатый убор (намитка).
Традиц. пища: каши из муки (гречневой – лемишка, кукурузной – мамалыга, пшеничной – затирка), в т. ч. ферментированной (кисиль, кваша), похлёбки с крупой (кулиш) или прожаренной мукой (саламат), вареники (галушки), лапша (локша, локшина), супы из красной свёклы (червоный борщ) или зелени (зелёный борщ), блюда из тыквы (гарбуз); из напитков – компот из сушёных фруктов (узвар), хлебный квас (сыривец).
Разнообразны театрализов. обходные обряды: святочные колядование с вертепом, обходы ряженых парней «Коза», «Маланка», «Медведь» и др. (ряженые составляли соперничающие группы – маланкары, которые устраивали состязания в борьбе и др.); масленичные шутовские шествия с «колодкой», процессии с наряженной зеленью девушкой («Тополь», в Полесье – «Куст»; ср. обычай Пеперуды в Юго-Вост. Европе) на Троицу (Зелены свята), «купальским деревцем» (Купайло, Купайлице, Марена) на Иванов день, последним снопом на дожинки, «проводы Русалки» в Полесье (см. Русалии) и т. п. На Пасху (Великдень) пекут куличи (паска) и красят пасхальные яйца (писанка, крашанка, галунка и т. п.), устраивают «обливанные дни», после Пасхальной недели – поминальные обряды (Проводы, Гробки, Могилки – см. Радоница). Развиты вышивка и узорное ткачество, произ-во поливной керамич. посуды (Подолье, Закарпатье, сёла Опошня и Миргород Полтавской обл., с. Косово Иваново-Франковской обл.), изразцов (г. Ичня Черниговской обл. и др.), резьба по дереву (в т. ч. «фигуры» – скульптура на христианские сюжеты в Карпатах). На Святки и Пасху дома украшали вышитыми полотенцами (рушник), в Подолье – бумажными цветами и узорными салфетками (вытынанки), в Зап. Полесье и Галиции – фигурками из соломы («пауки»).
Устное творчество. Нар. музыка У. имеет существенные региональные различия, муз. творчество восточных У. имеет общие черты с русским и белорусским фольклором, западных У. – с венгерским, польским, молдавским, румынским, чешским, словацким. В целом характерны календарно-обрядовые (веснянки, колядки, купальские и др.) и семейно-обрядовые песни, лирич. песни и баллады, солдатские, историч. песни, танцевальные наигрыши и др. Наряду с одноголосием, распространено многоголосие подголосочного и гомофонного складов. В 18 – нач. 20 вв. в творчестве проф. музыкантов-сказителей были широко распространены думы, которые традиционно исполнялись в сопровождении бандуры (кобзы) или колёсной лиры. У зап. групп У. значит. роль принадлежит инструментальной музыке, среди муз. инструментов – скрипка, цимбалы, трембита; для танцевальной музыки характерна структура коломыйки. Инструментальная культура У. отличается развитостью и своеобразием, распространено ансамблевое исполнительство; традиц. тип ансамбля – «троїсті музики», в который могли входить скрипки, басоля (смычковый бас) и бубен либо скрипки, цимбалы и бубен (ныне также др. инструменты). Укр. муз. фольклор в его аутентичном звучании сохранился преим. у зап. групп У.; его воспроизводят ансамбли «Древо» (1979), «Володар» (1993), «Божичи» (1999; все – Киев) и др.