МАЗУ́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЗУ́РЫ (Mazurzy), этническая группа в составе поляков, жители Мазовии. Говорят в осн. на литературном польск. яз., в деревнях сохраняется мазовецкий диалект. Верующие М. преим. католики, прусские М. – протестанты.
Выделяются 3 этнографич. группы М.: собственно М. (мазовшане) в Мазовецком, на севере Люблинского и северо-востоке Лодзинского воеводств – потомки др.-польск. племени мазовшан; вост. М. (подласяне, подлашане) – на севере и северо-западе Подляского воеводства; прусские М. – на юго-востоке Вост. Пруссии (юго-восток Варминьско-Мазурского воеводства). В Вост. Пруссии мазовецкие крестьяне появились в 14–17 вв. Их язык подвергся значит. германизации. Прусские и герм. власти старались искусственно выделить прусских М. как особый народ, отличный от поляков (нем. Masuren). После 1945 значит. часть прусских М. выехала в Германию, а также в Данию. Численность прусских М. 13–15 тыс. чел. (1995, оценка).
Среди собственно М. выделяются группы с наиболее сохранной традиц. культурой: ловичские ксенжаки (księżacy łowiccy) – в Ловичском повяте на северо-востоке Лодзинского воеводства и курпи, или курпики (от названия традиц. обуви из липового лыка; самоназвание пушчаки – жители пущи), с 14–15 вв. заселяющие район Курпёвской пущи, состоящей из Зелёной (между реками Писа и Ожиц) и Белой (в междуречье нижнего Нарева и Буга) пущ (север Мазовецкого воеводства). Часть сев.-вост. М. вошла в состав белорусов. С М. связано название яркой особенности ряда польск. диалектов (в первую очередь мазовецкого) – «мазурения», т. е. замены шипящих sz, ż, cz, dż на свистящие s, z, с, dz. Длительная (до 17 в.) изоляция Мазовии от культурных центров Польши, особенно её северо-востока и Подляся, заселённых мелкопоместной шляхтой, способствовала формированию негативного стереотипа М. (в поверьях, пословицах, сатирич. комедиях): бедный, необразованный, упрямый и заносчивый сутяжник.
Осн. традиц. занятие – земледелие, на северо-западе Мазовии сохранились старинные с.-х. орудия (двухотвальная соха и др.). Курпи-пушчаки занимались бортничеством (до сер. 19 в.), смолокурением, рыболовством и охотой (последняя – обычная тема курпёвских нар. песен); земледелие развивается у них только с 17–18 вв. в связи с новым потоком переселенцев. Особенность убранства мазовецкой хаты – подвешиваемое к потолку украшение из соломы и тонкой цветной бумаги («паук»). Оконные ставни и двери расписывались голубым цветочным орнаментом. Для костюма характерны преобладание домотканой материи в яркую полоску (пасяк), мужские голубой или белый кафтан (сукман), голубой или зелёный жилет (камзеля), обшитый чёрным или белым бархатом и повязанный полосатым поясом; на севере были распространены янтарные украшения, на юге – богатая вышивка; курпи украшали шляпу пером цапли, зимой носили баранью шапку. Знамениты ловичские вырезки из цветной бумаги (вычинанки), курпевские «пальмы» для Пальмового воскресенья, пасхальные яйца-писанки и кексы в форме пасхального Агнца. Нар. танцы и песни М. легли в основу деятельности худож. коллектива «Мазовше», созданного в 1949 Т. Сыгетыньским. В Ловиче во время католич. праздников устраиваются шествия в традиц. костюмах.
М. (мазураками) называли также жителей части Малой Польши – равнинной части Зап. Галиции, а также переселенцев оттуда на Украине, в Казахстане и Сибири. Никакого отношения к мазовецким М. не имеют также веленьские М. (Mazurzy wieleńscy), проживающие в районе Веленя в зап. части Великопольского воеводства и получившие своё название по наличию в их речи «мазурения».