ПОЛЯ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЯ́КИ (самоназвание – Polacy), 1) население Польши; 2) западнославянский народ, осн. население Польши (36,4 млн. чел., включая 418 тыс. слензан и 17 тыс. кашубов – 2011, перепись). Живут также на северо-западе Белоруссии (третья по численности этнич. группа: 294,5 тыс. чел., из них в Гродненской обл. – 230,8 тыс. чел.; польск. яз. считают родным 15,9 тыс. чел. – 2009, перепись), на западе Украины (в осн. в Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областях; 144,1 тыс. чел., 18,7 тыс. чел. говорят в осн. по-польски – 2001, перепись), на востоке Литвы (в осн. Вильнюсский и Шальчининкский районы; 200 тыс. чел. – 2011, перепись), на юго-востоке Латвии (44,8 тыс. чел., из них 16,5 тыс. чел. в Даугавпилсском крае – 2011, перепись), на северо-востоке Чехии (Тешинская Силезия на востоке Моравско-Силезского края; третья по численности этнич. группа: 62,8 тыс. чел. – 2001, перепись), в Словакии (3,1 тыс. чел.), а также в России (в осн. в Москве, С.-Петербурге, Калининградской и Тюменской областях, Карелии и Краснодарском крае; 47 тыс. чел. – 2010, перепись). По данным МИД Польши (2008), выходцы из Польши (полония) проживают также в Германии (2 млн. чел.), Бразилии (до 2 млн. чел.), Великобритании (1,1 млн. чел.), Франции (1 млн. чел.), Ирландии (до 250 тыс. чел.), Австралии (165 тыс. чел.), Нидерландах (160 тыс. чел.), Италии (150 тыс. чел.), Норвегии (150 тыс. чел.), Испании (145 тыс. чел.), Аргентине (140 тыс. чел.), Чехии (130 тыс. чел.), Австрии (100 тыс. чел.), Швеции (100 тыс. чел.) и др.; в США живут 10,1 млн. чел. польск. происхождения, из них 3,7 млн. чел. – на Северо-Востоке и 3,3 млн. чел. на Ср. Западе, по-польски говорят 593,6 тыс. чел. (данные Бюро переписи на 2009); в Канаде – 984,6 тыс. чел., из них около половины в пров. Онтарио, 242,9 тыс. чел. говорят на польск. яз. (2006, перепись). Говорят на польском языке. Верующие в осн. католики.
П. сформировались из зап.-слав. племён бассейнов Одры и Вислы в рамках Польск. гос-ва (см. в ст. Польша). В результате Кревской унии 1385 и Люблинской унии 1569 П. составили часть элиты Литвы, Белоруссии и Украины (местное население подвергалось значит. полонизации), после разделов Речи Посполитой 18 в. – Рос. империи. Разгром Польского восстания 1794, Польского восстания 1830–31 и Польского восстания 1863–64 привёл к значит. польск. эмиграции в страны Зап. Европы и Сев. Америки, а также к появлению польск. населения в Сибири. На польск. землях в составе Рос. империи проводилась политика русификации, в составе Германии (с 1871) – германизации. П. участвовали в рус. революц. движении, создавали нац. революц. организации. Во время 1-й мировой войны польск. части воевали на стороне как Австро-Венгрии, так и России. После образования Польск. республики (1918) и установления сов.-польск. границы (1921) в СССР осталось 782,3 тыс. П., из них на Украине – 476,4 тыс. чел., в Белоруссии – 97,5 тыс. чел. (1926, перепись). Были созданы польск. автономные районы на Украине (1925–35; центр – в пос. Мархлевск, ныне Довбыш Житомирской обл.) и в Белоруссии (1932–38; центр – в г. Дзержинск Минской обл.). В 1930-е гг. начались репрессии против П. СССР. С 1933 велись аресты по т. н. делу Польск. воен. орг-ции (ПОВ), созданной в 1914 Ю. К. Пилсудским. В 1935–36 из приграничных районов в Сев. Казахстан были выселены до 40 тыс. П. В ходе т. н. польск. операции НКВД 1937–38 были осуждены 139,8 тыс. П., из них приговорены к расстрелу 111,1 тыс. чел. Во время 2-й мировой войны и оккупации Польши Германией ок. 1,5 млн. П. погибли, происходили массовые переселения (в частности, св. 0,5 млн. П. были переселены из присоединённой к 3-му Рейху Великой Польши). На присоединённых к СССР Зап. Украине и Зап. Белоруссии (т. н. Вост. Кресы) в 1939–41 органами НКВД были арестованы св. 100 тыс. быв. польск. граждан, в лагерях военнопленных содержались св. 40 тыс. быв. польск. военнослужащих (ок. 15 тыс. военнопленных и 7,3 тыс. заключённых П. были расстреляны в 1940, см. в ст. Катынь), св. 300 тыс. П. были депортированы (по данным НКВД на 1.8.1941, в СССР насчитывалось 381,2 тыс. осуждённых и ссыльных быв. польск. граждан). После установления дипломатич. отношений между СССР и польск. правительством в Лондоне (соглашение Сикорского– Майского 30.7.1941) польск. спецпоселенцы и заключённые были амнистированы; к осени освобождены 341,9 тыс. чел. Из них к сент. 1942 80 тыс. военнослужащих и св. 37 тыс. членов их семей эвакуированы в Иран в составе армии ген. Андерса. Из оставшихся в СССР польск. военнослужащих была сформирована 1-я Польск. армия (см. в ст. Армия Людова); св. 165 тыс. П. получили сов. гражданство. На оккупированной Германией Зап. Украине П. подвергались этнич. чисткам со стороны Организации украинских националистов. После войны из Зап. Украины, Зап. Белоруссии и Литвы в Польшу были переселены до 1,2 млн. П. и евреев в 1945–46 и 249,2 тыс. чел. в 1955–59 (по переписи 1959, в СССР проживали 1,4 млн. П., из них в БССР – 538,9 тыс. чел., УССР – 363,3 тыс. чел., Литов. ССР – 230,1 тыс. чел., Казах. ССР – 53,1 тыс. чел.).
Выделяются этнографич. группы: великополяне (в т. ч. познаняцы в Познаньском повяте, тастаци в Сьредском и Вжесиньском повятах, калишацы в Калишском повяте, бискупяне в Гостыньском повяте, хазацы в Равичском повяте Великопольского воеводства, куявяки и палушане на юге Куявско-Поморского воеводства); ленчицане – на севере и серадзане – на юге Лодзинского воеводства; слензане и гуралы – в Нижнесилезском, Опольском, Силезском и Малопольском воеводствах, а также в Чехии и Словакии; малополяне (в т. ч. гуралы, краковяцы в Краковском повяте Малопольского воеводства, сандомирцы на востоке Свентокшиского воеводства, лясовяцы и жешувяцы в Подкарпатском воеводстве, люблиняцы в Люблинском воеводстве); мазуры и вармяки – в Мазовецком и Варминьско-Мазурском воеводствах, на севере Люблинского, северо-востоке Лодзинского, севере и северо-западе Подляского воеводств; кашубы – в Поморском воеводстве.
Традиц. культура типична для народов Центр. Европы. Занимались земледелием и животноводством. Были развиты гончарство, ткачество, вышивка, резьба по дереву, вырезание узоров из бумаги (выцинанок). Традиц. жилище в осн. срубное; на западе и севере (на землях, входивших в Пруссию) распространены каркасно-столбовая (сумико-лонтковая) и фахверковая (рыгловая) конструкции. Перед входом в дом иногда устраивают навес на столбах (подсени). Крыша часто соломенная. С 18 в. с уничтожением лесов дома стали строить в осн. из кирпича. Дом состоял из жилого помещения (изба) с печью, сеней (сень) с камином (комин) и кладовой (комора); сени обычно располагались посередине постройки (планировка, сходная с планировкой франконского дома; при этом печь, стоящая в центре дома, выходила устьем в сени, очаг с дымоходом помещался перед её устьем, угол с очагом часто обносился стеной и превращался в кухню), иногда – с одного её конца. На северо-западе хлебная печь могла ставиться вне дома или пристраиваться к сеням снаружи. В избе, в углу, противоположном от печи, помещались стол и домашний алтарь. Одежда слензан, гуралов, лясовяков и жешувяков шилась из белого льна и некрашеной шерсти; слензан, мазуров, П. Подляшья – из полосатой шерстяной ткани. В сер. 19 в. распространился крестьянский костюм из фабричных тканей (напр., краковский костюм: у женщин – кофта на кокетке, юбка с цветочным орнаментом, белый фартук, суконный или бархатный, расшитый золотом корсаж; у мужчин – рубаха и кафтан длиной до колен, широкие штаны в красно-белую полоску, сукман из белого или коричневого сукна; характерный мужской головной убор – конфедератка с красным верхом и барашковым околышем). Для традиц. кухни характерны тушёная капуста (бигос), кислые похлёбки из муки (жур), из сока квашеной капусты (квашница), из квашеной свёклы (барщч) с мукой, салом, маслом, сметаной.
Святки (Годы) сопровождаются колядованием, ряжением, гаданиями. На Масленицу пекут оладьи, пончики; на Пасху (Вельканоц) выпекают обрядовый хлеб (бабка велканочна – см. Кулич), красят яйца (см. Пасхальное яйцо), обливают друг друга водой в «обливанные дни». Уборка урожая сопровождалась дожинками.
Устное творчество. Нар. вокальная музыка преим. одноголосная. Многоголосие характерно для районов Польши, прилегающих к Белоруссии и Украине, для польско-литов. пограничья; встречается у гуралов. Вокальная музыка включает песни календарно-обрядовые, семейно-обрядовые, лирич., солдатские (рекрутские); припевки (пшыспевки) являются частью танцевальной музыки, а также входят в свадебный обряд. До сер. 20 в. сохранялось исполнение баллад странствующими музыкантами (дзяды вэндровнэ). «Песни набожнэ» поются вне церковной службы, в т. ч. в паломнич. путешествиях («пилигримки»), «песни погжэбовэ» – во время погребального обряда. С прославлением Воскресения Господня связан уникальный мужской обряд «Аллилуйка» – хождение по деревням с пением пасхальных церковных песнопений (совершается после Пасхи, сохранился в польско-литов. пограничье). Пение колэнд/колядок распространено повсеместно у католиков и православных. Инструментальная музыка – неотъемлемая часть свадебного обряда и «забавы» (танцевального вечера). Пастушеские наигрыши на аэрофонах в прошлом выполняли сигнальную функцию. Среди них особые наигрыши – хейналы – исполнялись во время Рождественского поста на большой дерев. трубе лигавка (близка зап.-европ. альпийскому рогу). Лигавка известна в польск. землях с 11 в., встречается гл. обр. в Мазовии; аналогичные инструменты – базуна у кашубов, тромбита/трембита у гуралов-подгалян. Значит. место среди аэрофонов занимают разновидности волынки (дуды, козел бялы, козел чарны и др.). Наряду со скрипкой, которая широко используется как сольный и ансамблевый инструмент, известны традиц. разновидности смычковых: мазанки, генсле, злобцоки, сука билгорайска, басэтля, марына (два последних инструмента – басовые); распространена колёсная лира – «лира корбова». Среди аэрофонов: пастушеские гвиздки, бекаче, пищалки, фуярки. Распространено ансамблевое инструментальное музицирование, ансамбль («капела») в каждом районе Польши имеет свой состав. В Мазовии обязательный солирующий инструмент ансамбля – скрипка, к которой добавляются бас (басэтля), бубен (бэмбэнек) или барабан (бэмбэн вельки), гармоника (хармония). Для Великопольши характерны «капелы дудярске» (включают волынки разных видов, скрипку, кларнет, бас), для Силезии – ансамбли духовых, для Подгалья – смычковые ансамбли (2 скрипки, «альтовка венгерская», бас), в польско-белорус. пограничье, в Тарнувском повяте (Малопольское воеводство) и Подкарпатском воеводстве в состав капеллы входят цимбалы, и др. Повсеместно распространены танцы в сопровождении инструментальной музыки: хороводные; коллективные двухрядные; парные – «танцы вировэ» (хореографич. основа – вращение пар: оберек, полька, вальс) и «танцы фигуровэ» [ходзоны – нар. вариант полонеза, мазур (см. в ст. Мазурка), краковяк]. Начало последовательному изучению фольклора положил этнограф, фольклорист и композитор О. Кольберг (1814–90), который впервые собрал и систематизировал по областям памятники польск. нар. культуры. После 2-й мировой войны нар. музыка стала утрачивать свою первоначальную обрядовую функцию, в 20–21 вв. из нар. практики постепенно исчезают локальные муз. особенности, происходит унификация вариантов песен и танцев.