Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛЕНЗА́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЛЕНЗА́НЕ, 1) од­но из зап.-слав. пле­мён в Си­ле­зии. 2) Под­груп­па по­ля­ков в Верх­ней Си­ле­зии (слен­за­ки, си­лез­цы; са­мо­на­зва­ние – Ślůnzoki, польск. Ślązacy, чеш. Slezané, нем. Schlesier, Schläsin­ger). Чис­лен­ность (2011, пе­ре­пись) в Поль­ше 846,7 тыс. чел. (из них в Си­лез­ском вое­вод­ст­ве – 700 тыс. чел.), в Че­хии (Мо­рав­ско-Си­лез­ский край) – 12,2 тыс. чел., в Сло­ва­кии (рай­он Чад­ца Жи­линско­го края) – 6,4 тыс. чел. Го­во­рят на польск., нем. и чеш. язы­ках; в Поль­ше 529,4 тыс. чел. го­во­рят на т. н. си­лез­ском яз. (си­лез­ских диа­лек­тах поль­ско­го язы­ка), в т. ч. 126,5 тыс. чел. – толь­ко по-си­лез­ски. Ве­рую­щие – в осн. ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты.

Со Сред­не­ве­ко­вья Си­ле­зия име­ла сме­шан­ное слав.-нем. на­се­ле­ние (см. в ст. Си­лез­ские нем­цы). С. под­вер­га­лись дис­кри­ми­на­ции, осо­бен­но в прус. Силе­зии. Са­мо­соз­на­ние С. в Прус­сии и их со­против­ле­ние оне­ме­чи­ва­нию опи­ра­лось на ка­то­лич. оп­по­зи­цию се­ку­ля­ри­за­ции в рам­ках по­ли­ти­ки «Куль­тур­кампф». В австр. Си­ле­зии (Те­шин­ской об­лас­ти) сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние за ав­то­но­мию Си­ле­зии (Со­юз австр. си­лез­цев 1848–1918, Си­лез­ская нар. пар­тия 1909–38 и Си­лез­ский со­юз 1910–38, Верх­не­си­лез­ский со­юз 1919–24). По­сле 1918 си­лез­ские на­цио­на­ли­сты вы­сту­па­ли за при­со­еди­нение об­лас­ти к Поль­ше (см. в ст. Си­лез­ские вос­ста­ния 1919–21), по­сле пле­бис­ци­та 1921 – за пра­ва С. как мень­шин­ст­ва в со­ста­ве Поль­ши (Со­юз за­щи­ты верх­не­си­лез­цев 1925–34) и Че­хосло­ва­кии. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны Си­ле­зия за­се­ля­лась по­ля­ка­ми из Вост. Га­ли­ции и быв. Ви­лен­ско­го вое­вод­ст­ва. С кон. 20 в. в Поль­ше воз­ро­ж­да­ет­ся по­ли­тич. дви­же­ние С., в 1990 воз­ник­ло Дви­же­ние за ав­то­но­мию Си­ле­зии. Од­на­ко С. не при­зна­ны эт­нич. мень­шин­ст­вом, а их язык – ре­гио­наль­ным язы­ком.

Вы­де­ля­ют­ся груп­пы: ополяне (го­лё­ки, баё­ки), кры­сё­ки, бо­ро­сы, од­жи­ки, лес­нё­ки, ко­бы­лё­же, подлесёки и др. (Ополь­ское вое­водст­во); гужа­не (гуражи), си­лез­ские ля­хи (дуляне, доляцы), мо­ра­вя­не (моравцы) (Силез­ское вое­вод­ст­во); гу­ра­лы – бес­кид­цы, ва­ла­си, вис­лян­цы, яцки яб­лон­ков­ские (также Че­хия), ча­дец­цы (Сло­ва­кия) и др. Со­хра­ня­ют­ся си­лез­ские пес­ни и тан­цы, тра­ди­ции [напр., С. от­ме­ча­ют вме­сто име­нин день ро­ж­де­ния (гы­бур­стак), 50-лет­ний юби­лей (аб­ра­ха­ма); празд­ну­ют день по­кро­ви­тель­ни­цы гор­ня­ков св. Вар­ва­ры (Бар­бор­ка)], кух­ня.

Лит.: Gładysz M. Zagadnienia śląskiej kultury ludowej. Wrocław, 1948; Hunt Tooley T. Na­tional identity and Weimar Germany: Upper Silesia and the eastern border. Linkoln, 1997; Szołtysek M. Ilustrowany słownik gwary śląskiej. Rybnik, 1999; Simonides D. Mądrość ludowa. Dziedzictwo kulturowe Śląska Opol­skiego. Wrocław, 2007; Tożsamość etniczna i kul­turowa Śląska w procesie przemian. Wro­cław, 2009.

Вернуться к началу