Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССЕ́ТТИ ДАНТЕ ГАБРИЕЛ

Авторы: Е. В. Пиняева
Д. Г. Россетти. «Благовещение». 1850. Галерея Тейт (Лондон).

РОССЕ́ТТИ (Rossetti) Дан­те Габ­ри­ел (наст. имя Габ­ри­ел Чарлз) (12.5.1828, Лон­дон – 9.4.1882, Бер­чинг­тон, граф­ст­во Кент), англ. жи­во­пи­сец и по­эт. Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной се­мье им­ми­гран­тов из Ита­лии. Учил­ся в Лон­до­не в ри­со­валь­ной шко­ле Х. Сэс­са, Ко­ро­лев­ской АХ (1845–48) у Ф. М. Брау­на. В 1847 Р. об­на­ру­жил в Б-ке Брит. му­зея под­бор­ку ри­сун­ков и сти­хов У. Блей­ка (т. н. Ма­ну­ск­рипт Рос­сет­ти), за­но­во от­крыв его твор­че­ст­во для чи­таю­щей пуб­ли­ки. В 1848 вме­сте с У. Х. Хан­том, Дж. Мил­ле­сом, Т. Вул­не­ром, Ф. Сте­фен­сом и др. ос­но­вал «Брат­ст­во пре­ра­фа­эли­тов» (см. Пре­ра­фа­эли­ты). В ран­нем ху­дож. твор­че­ст­ве пре­об­ла­да­ли религ. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, сти­ли­зо­ван­ные под жи­во­пись Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния, вы­со­ко оце­нён­ные Дж. Рёс­ки­ным. В 1854–62 пре­по­да­вал жи­во­пись в кол­лед­же. Сбли­зив­шись с У. Мор­ри­сом и Э. К. Бёрн-Джон­сом, в 1857 совм. с ни­ми рас­пи­сал сте­ны и по­то­лок за­ла за­се­да­ний Окс­форд­ско­го сою­за сю­же­та­ми Ар­ту­ров­ских ле­генд; в 1861 стал парт­нё­ром-уч­ре­ди­те­лем фир­мы «Morris, Mar­shall, Faulkner & Co.», про­из­во­див­шей пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва по ри­сун­кам Р. Вме­сте с Мор­ри­сом со­зда­вал эс­ки­зы пан­но и вит­ра­жей. В 1850–1860-х гг. на­пи­сал мно­го­числ. порт­ре­ты сво­ей воз­люб­лен­ной, а за­тем же­ны – Э. Сид­дал, по­сле её смер­ти став­шие ос­но­вой сим­во­лич. кар­тин («Бла­жен­ная Бе­ат­рикс», 1864–70, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). Центр. те­мой позд­не­го ху­дож. твор­че­ст­ва Р. ста­но­вят­ся идеа­ли­зи­ро­ван­ные жен­ские об­ра­зы на пло­ско­ст­ных кра­соч­ных фо­нах, ис­пол­нен­ные эро­тиз­ма и ми­фо­ло­гич. ал­лю­зий. Твор­че­ст­во Р. во мно­гом пред­вос­хи­ти­ло за­ро­ж­де­ние сти­ля мо­дерн и ока­за­ло влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние сим­во­лиз­ма в жи­во­пи­си.

Лит. де­бют Р. – по­эма «Сэр Хью Хэ­рон» («Sir Hugh Heron», 1843). Ис­пы­тал зна­чит. влия­ние твор­че­ст­ва Э. По, тра­ди­ции го­ти­че­ско­го ро­ма­на, ли­ри­ки Дж. Кит­са. Ши­ро­кую из­вест­ность Р. при­нёс сбор­ник лю­бов­ной по­эзии «Сти­хи» («The poems», 1870). Ин­те­рес к ми­фам, англ. и итал. пре­да­ни­ям от­ра­зил­ся в на­сы­щен­ном лит. ал­лю­зия­ми сб. «Бал­ла­ды и со­не­ты» («Ballads and sonnets», т. 1–2, 1881). Сам ил­лю­ст­ри­ро­вал свои про­из­ве­де­ния и пи­сал эк­фра­си­сы, рас­кры­ваю­щие со­дер­жа­ние соз­дан­ных им кар­тин [со­не­ты «Кра­со­та ду­ши» («Soul’s beauty», 1866) и «Кра­со­та те­ла» («Body’s beauty», 1867), «Про­зер­пи­на» («Proserpina») и «Пан­до­ра» («Pandora», оба 1881) и др.]. Сре­ди про­из­ве­де­ний Р. – фи­лос. по­эма «Бре­мя Ни­не­вии» («The burden of Ninevech», 1856); пе­ре­во­ды итал. ср.-век. ли­ри­ки [сб. «Ран­ние италь­ян­ские по­эты» («The early Italian poets», 1861; пе­ре­из­дан в 1874 под назв. «Дан­те и его круг», «Dante and his circle»)]; эпи­сто­ля­рий. Лит. твор­че­ст­во Р., со­че­таю­щее воз­вы­шен­ную меч­та­тель­ность и мис­ти­цизм с утон­чён­ной чув­ст­вен­но­стью, ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на А. Ч. Су­ин­бер­на, Дж. Ме­ре­ди­та, О. Уай­ль­да и др.

Соч.: Collected poetry and prose. New Haven, 2003; Пись­ма. СПб., 2005; Дом жиз­ни: [Со­б­ра­ние со­не­тов]. М., 2009; [В кн.]: По­эти­че­ский мир пре­ра­фа­эли­тов: Но­вые пе­ре­во­ды. М., 2013.

Лит.: Surtees V. The paintings and drawings of D. G. Rossetti. Oxf., 1971. Vol. 1–2; Grieve A. I. The art of D. G. Rossetti. Hingham, [1973–1978]. Vol. 1–3; Boos F. S. The poetry of D. G. Rossetti: A critical and source study. The Hague, 1976; Dobbs B. D. G. Rossetti: An alien Victorian. L., 1977; Rees J. The poetry of D. G. Rossetti: Modes of self-expression. Camb., 1981; Marsh J. D. G. Rossetti. Painter and poet. L., 1999; Bullen J. B. Rossetti: Painter and poet. L., 2011.

Вернуться к началу