Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ALTERNATIM

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

ALTERNATIM (альтерна́тим; лат. поочерёдно, попеременно), принцип исполнения западноевропейской церковной музыки, характерный для Средневековья, Возрождения и отчасти барокко. По «альтернативному» принципу чаще других распевались тексты гимнов, секвенций, больших марианских (во славу Богоматери) антифонов (например, «Salve Regina»

 >>
), псалмов
 >>
, песней библейских
 >>
 (Benedictus, магнификат
 >>
), ординария мессы
 >>
(особенно Kyrie; см. схему). Один стих распевался по традиции монодически (григорианский хорал
 >>
или стандартный псалмовый тон), другой исполнялся многоголосно (композиторская музыка). Многоголосный раздел представлял собой обработку той же монодии либо многоголосие без опоры на кантус фирмус
 >>
, исполнялся  вокально (хором или ансамблем) либо инструментально (как правило, на органе
 >>
; в современных аутентичных реконструкциях нередко используется ансамбль старинных музыкальных инструментов). Из практики органной импровизации на хорал развились специфические формы органной музыки: версет
 >>
 и органная месса.

Впервые в истории стал регулярно использоваться в практике Нотр-Дам школы

 >>
 в больших органумах
 >>
. Примеры в 15–17 вв.: гимн «Ave maris stella» Г. Дюфаи
 >>
(в многоголосной технике фобурдона
 >>
 распеваются чётные строфы), «Dies irae» из реквиема А. Брюмеля (многоголосно распеваются нечётные строфы), большинство (20 из 36) месс Х. Изака
 >>
, 8 магнификатов Н. Гомберта, 9 «мантуанских» месс Дж. П. да Палестрины
 >>
, «Miserere» и «Benedictus» К. Джезуальдо (многоголосие без опоры на кантус фирмус), органные версеты (на Kyrie, стихи магнификата и др.) А. де Кабесона
 >>
, месса «Пор-Рояль» (H. 5) и магнификат (H. 81) М. А. Шарпантье
 >>
, знаменитое «Miserere» Г. Аллегри.

Практикой A. объясняется кажущаяся «неполнота» рукописных и раннепечатных памятников старинного церковного многоголосия: композиторы включали в сборники только те стихи, которые они обрабатывали, монодические же распевы были и без того известны певчим.

Типичная схема «альтернативного» исполнения Kyrie. Курсивом показаны органные проигрыши вместо соответствующих стихов либо вставки «композиторского» хорового многоголосия, прямым шрифтом — стихи, распеваемые монодически.

номер стихаинципит текста
1Kyrie Kyrie Kyrie
2Christe Christe Christe
3Kyrie Kyrie Kyrie

Лит.: Söhner L. Die Geschichte der Begleitung des gregorianischen Chorals in Deutschland. Augsburg, 1931.

Вернуться к началу