Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 82-84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Азаренко, С. А. Комиссаров
Лоян. Музей Лояна.

ЛОЯ́Н, ком­плекс ис­то­ри­ко-куль­тур­ных, в т. ч. ар­хео­ло­ги­че­ских, па­мят­ни­ков в совр. г. Ло­ян и его ок­ре­ст­но­стях (зап. часть пров. Хэ­нань, Ки­тай). Мно­гие свя­заны со сто­ли­ца­ми 9 ди­на­стий (до 15, ес­ли учи­ты­вать удель­ные вла­де­ния). Сис­те­ма­тич. ис­сле­до­ва­ния с 1949; осо­бен­но ак­тив­но с 1980-х гг., ко­гда к Ло­ян­ско­му от­де­ле­нию Ин-та ар­хео­ло­гии АН КНР и Ин-ту ар­хео­ло­гии и ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры пров. Хэ­нань при­со­еди­ни­лись соз­дан­ные ме­ст­ные Ин-т ис­тории, ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры и ар­хео­логии Л., Му­зей древ­них мо­гил, Му­зей сто­лицы и др. В Л. вы­яв­ле­но св. 100 па­мят­ни­ков нео­ли­та и брон­зо­во­го ве­ка (куль­ту­ры Пэй­ли­ган, Ян­шао, т. н. хэ­нань­ский Лун­шань, Эр­ли­тоу), 5 го­ро­дищ, бо­лее 10 тыс. за­хо­ро­не­ний; кол­лек­ции вклю­ча­ют ок. 400 тыс. на­хо­док.

Столицы и основные памятники

Пе­риод 17–1 вв. до н. э. С 17 в. до н. э. воз­ле г. Янь­ши (окр. Ло­ян) бы­ла сто­ли­ца гос-ва Инь (Шан), по­строй­ку ко­то­рой свя­зы­ва­ют с ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Чэн Та­ном и со­от­но­сят с ком­плек­сом Тао­сы. По­сле за­вое­ва­ния гос-ва Инь пер­вые ца­ри Зап. Чжоу ос­но­ва­ли на тер­ри­то­рии, за­ня­той совр. Лоя­ном, го­род под назв. Лои, рас­по­ло­жен­ный в цен­тре их вла­де­ний. Его про­из­вод­ст­вен­ная ок­раи­на кон. 11 – кон. 10 вв. до н. э. изу­ча­лась в 1975–1979 на тер­ри­то­рии совр. р-на Бэй­яо: брон­зо­ли­тей­ная «фаб­ри­ка» (пе­чи, ок. 15 тыс. об­лом­ков ке­ра­мич. форм, тиг­ли и др.), пе­чи для об­жи­га ке­ра­ми­ки, до­ма, под­зем­ные ком­му­ни­ка­ции и др.; де­сят­ки га­да­тель­ных над­пи­сей на пан­ци­рях че­ре­пах, сле­ды жерт­вен­ни­ков, че­ло­ве­че­ских жертв свя­зы­ва­ют с ри­туа­ла­ми, со­про­во­ж­дав­ши­ми про­из-во. В рас­по­ло­жен­ном не­по­да­лёку мо­гиль­ни­ке сре­ди на­хо­док есть ри­ту­аль­ные со­су­ды и бляш­ки, из­го­тов­лен­ные в брон­зо­ли­тей­ных мас­тер­ских Бэй­яо, где, ско­рее все­го, на по­бе­ди­те­лей-чжо­ус­цев ра­бо­та­ли инь­цы.

Лоян. Парк Ванчен, созданный на месте города правителя династии Восточная Чжоу.

В 770 до н. э. под на­тис­ком жу­нов вла­де­тель­ный князь Пин-ван пе­ре­нёс сто­ли­цу из Фэн­хао на тер­ри­то­рию совр. г. Ло­я­н, по­ло­жив на­ча­ло эпо­хе Вост. Чжоу. С но­вой сто­ли­цей свя­за­но го­ро­ди­ще на обо­их бе­ре­гах р. Цзянь­хэ (осн. рас­коп­ки в 1954–60), со сте­на­ми из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли (тол­щи­на до 10 м, выс. до 15 м; мно­го­числ. сле­ды ре­мон­та) и рвом глу­би­ной 5 м; в цен­тре – плат­фор­ма из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли (344× 182 м), к ко­то­рой ве­ла до­ро­га ши­ри­ной 20 м; ско­п­ле­ния че­ре­пи­цы свя­зы­ва­ют с ос­тат­ка­ми двор­ца пра­ви­те­ля. В сев.-зап. и др. час­тях совр. Лоя­на изу­ча­лись мас­тер­ские по про­из-ву ке­ра­ми­ки, из­де­лий из кос­ти и кам­ня, в юж­ной – не ме­нее 74 ям для хра­не­ния зер­на, в цен­тре – 27 пе­чей для вы­плав­ки же­ле­за, ко­лод­цы и др. Ис­сле­до­ван ряд мо­гиль­ни­ков (Чжун­чжо­улу и др.) пе­рио­дов Чунь­цю и Чжань­го (770–221 до н. э.); тру­по­по­ло­же­ния в осн. скор­чен­ные на бо­ку, в до­ща­тых гро­бах (ино­гда гроб – в сар­ко­фа­ге); сре­ди на­хо­док – брон­зо­вый кин­жал с ру­ко­ятью и нож­на­ми из рез­ной сло­но­вой кос­ти.

По­сле за­вое­ва­ний Цинь Шиху­ан­ди в кон. 3 в. до н. э. сто­ли­цей ста­но­вит­ся Сянь­ян, од­на­ко в у. Янь­ши, близ Лоя­на, на­хо­дит­ся мо­ги­ла Люй Бу­вэя (ум. 235 до н. э.), пер­во­го мин. гос-ва Цинь. Сре­ди не­мно­го­числ. па­мят­ни­ков этой эпо­хи в р-не Шао­го­уцунь в 1957 и 1976 рас­ко­па­ны 2 уни­каль­ных мно­го­ка­мер­ных свод­ча­тых скле­па из по­ло­го и ма­ло­мер­но­го кир­пи­ча, да­ти­ро­ван­ные кон­цом ди­на­стии Зап. Хань (ок. ру­бе­жа эр), с древ­ней­ши­ми из­вест­ны­ми на тер­ри­то­рии Ки­тая фре­ска­ми. Изо­бра­же­ния (на­но­си­лись на бе­лую грун­тов­ку и под­чёр­ки­ва­лись ли­ни­ей по кон­ту­ру) по­кры­вают верх­ние час­ти ка­мер, мн. сю­же­ты свя­за­ны с «верх­ним» ми­ром: ми­фич. вла­ды­ки Фу­си и Нюй­ва в со­че­та­нии с солн­цем и лу­ной; бо­гиня Си­ван­му в ок­ру­же­нии свя­щен­ных жи­вот­ных, др. не­бо­жи­те­ли, па­ря­щие на пти­цах; хра­ни­те­ли 4 сто­рон све­та. Есть и ис­то­ри­ко-лит. сю­же­ты: «Кон­фу­ций по­се­ща­ет Лао-цзы» и др. Сре­ди на­хо­док – ке­ра­мич. со­су­ды, мо­де­ли ам­ба­ров и ко­лод­цев, брон­зо­вые мо­не­ты, зер­ка­ла; из над­пи­си на пе­ча­ти из­вест­но имя по­гре­бён­но­го в од­ном из скле­пов – Бу Цянь­цю.

Период 1–6 вв. н. э. В 25 н. э. го­род вновь об­рёл ста­тус сто­ли­цы и со­хра­нял его без пе­ре­ры­ва ок. 300 лет при ди­на­сти­ях Вост. Хань, Вэй (эпо­хи Трое­цар­ст­вия), Зап. Цзинь, но в нач. 4 в. унич­то­жен ог­нём при штур­ме пле­ме­на­ми юж. сюн­ну (хун­ну). Имп. Сяо­вэнь-ди (ди­на­стия Сев. Вэй; см. в ст. Сянь­би) в 494 опять сде­лал го­род сто­ли­цей, вос­ста­но­вив и рас­ши­рив его (к сер. 6 в. при­хо­дит в упа­док из-за об­ществ.-по­ли­тич. не­ста­биль­но­сти и войн). Го­род это­го вре­ме­ни (в 15 км от совр. Лоя­на; в 1954 его об­сле­до­вал Ян Вэй­жу, осн. рас­коп­ки с 1962, про­дол­жа­ют­ся с пе­ре­ры­ва­ми до сих пор) был од­ним из круп­ней­ших в ми­ре (пл. ок. 100 км2, дл. стен с 3 со­хра­нив­ших­ся сто­рон 3895, 4290, 3700 м, их тол­щи­на от 14 до 30 м), имел не ме­нее 10 во­рот, 24 боль­шие ули­цы, 3 рын­ка, адм. уч­ре­ж­де­ния, са­ды, пар­ки, ок­ру­жён­ный сте­ной пря­мо­уголь­ный в пла­не Двор­цо­вый го­род (1400 × 660 м), где ис­сле­до­ва­лись ок. 30 плат­форм из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли для по­стро­ек, в т. ч. фун­да­мент, пред­по­ло­жи­тель­но, двор­ца. При Сев. Вэй в Л. на­счи­ты­ва­лось 1367 буд­дий­ских свя­ти­лищ, в т. ч. имп. храм Юн­нин­сы (ос­но­ван в 516; по ар­хео­ло­гич. дан­ным, 300 × 200 м), в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла 9-ярус­ная де­рев. па­го­да (выс. ок. 137 м; рас­ко­пан её фун­да­мент из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли, под­квад­рат­ный в пла­не, со сто­ро­ной ок. 100 м); сре­ди на­хо­док – гли­ня­ные скульп­ту­ры Буд­ды.

К югу от го­ро­да, на юж. бе­ре­гу р. Ло­хэ, рас­по­ла­гал­ся пер­вый ун-т Ки­тая – Тай­сюэ, дей­ст­во­вав­ший с 29 по 534. В его сте­нах кон­фу­ци­ан­ские ка­но­ны изу­ча­ли до 30 тыс. сту­ден­тов, ко­то­рые за­тем ста­но­ви­лись чи­нов­ни­ка­ми (рас­коп­ка­ми ус­та­нов­ле­на пло­щадь зап. час­ти ком­плек­са – 20 тыс. м2, вос­точ­ной – бо­лее 30 тыс2); за­фик­си­ро­ва­ны фун­да­мен­ты зда­ний, рас­по­ло­жен­ных ря­да­ми; мно­го ка­мен­ных плит с вы­гра­ви­ро­ван­ны­ми тек­ста­ми кон­фу­ци­ан­ских про­из­ве­де­ний; сте­ла, ус­та­нов­лен­ная по слу­чаю ви­зи­та имп. Сы­ма Та­ня (278), с пе­ре­чис­ле­ни­ем имён, долж­но­стей, мест про­ис­хо­ж­де­ния ад­ми­ни­ст­ра­то­ров, пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов. Най­де­ны и ос­тат­ки по­стро­ен­ной в 56 са­мой круп­ной кит. об­сер­ва­то­рии – Лин­тай, про­слу­жив­шей 250 лет: пл. бо­лее 40 тыс. м2; центр. плат­фор­ма 41× 31 м, выс. бо­лее 8 м, по 4 сто­ро­нам – ос­тат­ки 2-ярус­ных плат­форм со сле­да­ми крас­ки на сте­нах в со­от­вет­ст­вии с цве­та­ми 4 ду­хов – по­кро­ви­те­лей сто­рон све­та (юг – Крас­ная пти­ца, се­вер – Чёр­ный во­ин, вос­ток – Би­рю­зо­вый дра­кон, за­пад – Бе­лый тигр). Здесь ра­бо­тал Чжан Хэн. К вос­то­ку от Лин­тай изу­ча­лось свя­ти­ли­ще Мин­тан, воз­ве­дён­ное в 56 для жерт­во­при­ноше­ний пред­кам хань­ско­го им­пе­ра­то­ра и при­двор­ных це­ре­мо­ний.

В юж. при­го­ро­де совр. Лоя­на на мо­гиль­ни­ке 2 в. (ос­но­ван ме­ж­ду 107 и 125) в 1964 ис­сле­до­ва­но 522 тру­по­по­ло­же­ния в до­ща­тых гро­бах, в ямах, с бед­ным ин­вен­та­рём. Там хо­ро­ни­ли осу­ж­дён­ных на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты; сре­ди на­хо­док – кир­пи­чи с над­пи­сью, в ко­то­рой для по­гре­бён­но­го ука­за­ны имя, преж­нее ме­сто жи­тель­ст­ва, пре­сту­п­ле­ние, по­лу­чен­ный срок, на­де­ва­лись или нет ко­лод­ки, ве­дом­ст­вен­ное под­чи­не­ние, да­та смер­ти.

В зап. час­ти совр. Лоя­на изу­ча­лись не­к­ро­по­ли 3–4 вв. (в осн. пе­рио­да ди­на­с­тии Зап. Цзинь; 265–316) и уни­каль­ные по­гре­бе­ния, в т. ч. точ­но да­ти­ро­ван­ные. Мо­ги­ла Сюй Мэй­жэнь (299; дата – по над­пи­си на ка­мен­ном над­гро­бии-сте­ле), рас­ко­пан­ная в 1953, име­ла кир­пич­ную ка­ме­ру со слег­ка вы­гну­ты­ми сте­на­ми и ко­лон­на­ми по уг­лам, ка­мен­ные две­ри, длин­ный дро­мос. Сре­ди на­хо­док в др. боль­ших мо­ги­лах мно­го ке­ра­мич. фи­гу­рок, в т. ч. пе­хо­тин­цев и всад­ни­ков в дос­пе­хах; чер­ты их лиц – не мон­го­ло­ид­ные. На ма­те­риа­лах по­гре­бе­ний мас­со­вых ти­пов вы­де­ля­ют­ся сту­пе­ни об­ществ. ие­рар­хии (от свод­ча­тых скле­пов с мно­го­числ. на­ход­ка­ми до грун­то­вых ям, где по­кой­ни­ку ста­ви­ли 1–2 ке­ра­мич. со­су­да); сре­ди на­хо­док – ке­ра­мич. фи­гур­ки строе­ний, жи­вот­ных.

Близ гор Ман­шань, на мо­гиль­ни­ке кон. 5 – 1-й пол. 6 вв. (пе­ри­од Сев. Вэй) в 1974 рас­ко­па­на мо­ги­ла Юань У (528), кня­зя не­боль­шо­го вла­де­ния Цзянъ­ян: под кур­га­ном (со­хра­нил­ся на выс. 20 м, диа­метр 35 м) кир­пич­ная ка­ме­ра (7,5 × 7 м, выс. 9,5 м) со свод­ча­тым по­тол­ком и вы­пук­лы­ми сте­на­ми, на ка­ж­дой – фре­ски с образами хра­ни­те­ля со­от­вет­ст­вую­щей сто­ро­ны све­та, ни­же – фи­гу­ры лю­дей и ло­ша­дей; на по­тол­ке изображены Млеч­ный Путь и со­звез­дия. Хо­тя по­гре­бе­ние ог­раб­ле­но, со­хра­ни­лись ке­ра­мич. и фар­фо­ро­вые со­су­ды, во­тив­ные фи­гур­ки (бы­ков, за­пря­жён­ных в по­воз­ку, ко­ней под сед­лом, всад­ни­ков и пе­хо­тин­цев в дос­пе­хах, му­зы­кан­тов и т. п.). В 1977 в Шанъ­яо­цунь ис­сле­до­ва­на мо­ги­ла с ка­мен­ным гро­бом, по­кры­тым тон­кой резь­бой, изо­бра­жаю­щей свя­щен­ных жи­вот­ных и не­бо­жи­те­лей на дра­ко­нах; в др. мо­ги­лах – гро­бы, на ко­то­рых вы­ре­за­ны ис­то­рии о поч­ти­тель­ных сы­новь­ях.

Лоян. Старый город.  

Период 7–13 вв. В 605 имп. Ян-ди (ди­на­стия Суй) на сты­ке 4 рек (Ихэ, Ло­хэ, Чань­хэ, Цзянь­хэ), у гор Ман­шань (на се­ве­ре) и Сяо­шань (на за­па­де), за­пад­нее го­ро­да 1–6 вв., на­чи­на­ет строи­тель­ст­во 2-й («Вос­точ­ной») сто­ли­цы, став­шей эко­но­мич. цен­тром им­пе­рии; эта функ­ция со­хра­ня­лась и при сле­дую­щей ди­на­стии Тан до нач. 10 в. Но­вый го­род имел пл. 47 км2, он был об­не­сён сте­ной (дл. 27,5 км) из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли с во­ро­та­ми со всех 4 сто­рон; де­лил­ся на Двор­цо­вый го­род на се­ве­ро-за­па­де, ох­ва­ты­ваю­щий его с 3 сто­рон Им­пе­ра­тор­ский го­род, где на­хо­ди­лись адм. уч­ре­ж­де­ния, Внеш­ний го­род, неск. «ма­лых го­ро­дов», вы­пол­няв­ших, по дан­ным письм. ис­точ­ни­ков, разл. функ­ции, в т. ч.: ис­пол­не­ния ри­туа­лов, свя­зан­ных с ка­лен­дар­ным цик­лом; гос. скла­дов стра­те­гич. за­па­сов зер­на (ис­сле­до­ва­но ок. 200 по­гре­бов диа­мет­ром 10–18 м и глу­би­ной 7–12 м). Во Внеш­нем го­ро­де име­лись про­спект (ши­ри­на до 120 м) и ули­цы, об­ра­зую­щие квад­рат­ные квар­та­лы со сто­ро­ной 460–580 м; бы­ло 3 рын­ка. Зем­ля­ная сте­на Двор­цо­во­го го­ро­да (тол­щи­ной 16 м) бы­ла вы­ло­же­на кир­пи­чом, в нём на­хо­ди­лись Вост. дво­рец, дво­рец Шанъ­ян­гун (кон. 7–8 вв.), при­мы­кав­ший к пар­ку с до­рож­ка­ми, ком­по­зи­ция­ми ска­ли­сто­го пей­за­жа, га­ле­рея­ми и бе­сед­ка­ми, ок­ру­жав­ши­ми во­до­ём (вы­мо­щен кам­нем и кир­пи­чом, имел пе­ри­ла на ка­мен­ных опо­рах, ис­кусств. ост­ров с пе­ре­хо­да­ми на бе­рег), со­еди­нён­ный ка­на­лом с р. Ло­хэ. Эти чер­ты по­лу­чи­ли раз­ви­тие в позд­ней­шей ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ре Ки­тая. В 1975 на тер­ри­то­рии Им­пе­ра­тор­ско­го го­ро­да рас­ко­па­на гроб­ни­ца Ван Ши­чу, влия­тель­но­го вое­на­чаль­ни­ка кон­ца ди­на­стии Суй – на­ча­ла Тан (по над­пи­си на сте­ле да­ти­ро­ва­на 620).

С 10 в., в оче­ред­ной пе­ри­од раз­дроб­лен­но­сти, го­род по­сте­пен­но при­хо­дил в упа­док, но сла­вил­ся са­да­ми и пар­ка­ми, со­хра­нив­шей­ся ар­хи­тек­ту­рой ди­на­стий Суй и Тан. В нём жи­ли мн. из­вест­ные учё­ные, пи­са­те­ли, по­ли­ти­ки, в т. ч. вы­даю­щие­ся ис­то­ри­ки Оу­ян Сю и Сы­ма Гу­ан (1019–86), за­ни­мав­шие пост канц­ле­ра. В 12 в., при ди­на­стии Цзинь (см. в ст. Чжур­чжэ­ни), воз­ве­де­на но­вая гор. сте­на, ох­ва­ты­вав­шая уже не­боль­шую пло­щадь. Во вре­мя борь­бы с мон­го­ла­ми в сер. 13 в. рай­он Л. силь­но по­стра­дал, и го­род окон­ча­тель­но при­шёл в упа­док.

Другие культовые и мемориальные памятники

Монастырь Бамайсы.

В 12 км к вос­то­ку от совр. Лоя­на со­хра­нил­ся мон. Бай­ма­сы (Храм Бе­лой ло­ша­ди) – пер­вый буд­дий­ский мон. Ки­тая, ос­но­ван­ный при имп. Минди в 68, дол­гое вре­мя быв­ший цен­тром пе­ре­во­дов ка­но­нич. лит-ры и рас­про­стра­не­ния буд­диз­ма (так­же име­ну­ет­ся «Ши юань» – «Ис­точ­ник буд­диз­ма»); в 250 там при­нял обет пер­вый кит. мо­нах; в пе­ри­од рас­цве­та при ди­на­сти­ях Суй и Тан чис­ло мо­на­хов пре­вы­ша­ло 1 тыс. чел. Хра­мо­вый ком­плекс (бо­лее 100 по­стро­ек на пл. ок. 32,5 тыс. м2 в пре­де­лах стен, скульп­ту­ры, бо­лее 40 плит с над­пи­ся­ми позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья) по­сто­ян­но пе­ре­страи­вал­ся и рас­ши­рял­ся; совр. вид офор­мил­ся при ди­на­стии Мин (1368–1644). В 13 км к югу от совр. Лоя­на – скаль­ный хра­мо­вый ком­плекс Лун­мынь. Со­хра­ни­лись и мо­ги­лы ве­ли­ких тан­ских по­этов Ду Фу (в 4 км к за­па­ду от Янь­ши) и Бо Цзюйи (в р-не Лун­мынь, у хра­ма Сян­шань­сы). В 7 км к югу от совр. Лоя­на – ан­самбль Гу­ань­линь (кон. 16 в.), по­свя­щён­ный пол­ко­вод­цу Гу­ань Юю, ге­рою эпо­хи Трое­цар­ст­вия (там же – его гроб­ни­ца).

Лит.: Ло­ян Чжун­чжо­улу (си гун­ду­ань). Пе­кин, 1959; Ян Юй­бинь. Хэ­нань као­гу. Чжэн­чжоу, 1985; Ло­ян­ши вэ­ньу чжи. Ло­ян, 1985; Ку­че­ра С. Про­бле­мы древ­ней ис­то­рии Ки­тая в ар­хео­ло­ги­че­ской нау­ке КНР // Об­ще­ст­вен­ные нау­ки в КНР. М., 1986; Хань-Вэй Ло­ян­чэн ич­жи янь­ця­зю. Пе­кин, 2007; Ко­мис­са­ров СА., Ку­ла­гин АА., Кри­во­шеи­на Н. А. Очер­ки ис­то­рии ки­тай­ской ар­хи­тек­ту­ры. Но­во­сиб., 2007.

Вернуться к началу