Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАОСЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 661-662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, Е. А. Гирченко
Таосы. Керамическое блюдо («пань») с изображением свернувшегося дракона. Музей провинции Хэбэй (Тайюань).

ТАОСЫ́, го­ро­ди­ще и мо­гиль­ник 24–19 вв. до н. э. к югу от совр. дер. Тао­сы [близ г. Линь­фэнь (Линь­фынь), Ки­тай]. Об­сле­до­ва­ния в 1963, 1973, 1977, рас­коп­ки в 1978–87, 1999–2010. На ран­нем эта­пе (24–21 вв.) – «ма­лый» го­род (пл. 56 га), на сред­нем (21–20 вв.) – «боль­шой» (280 га), с гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми. Двор­цо­вый ком­плекс на бло­ках из трам­бо­ван­ной зем­ли пл. св. 8000 м2 (ко­лон­ны из ки­па­ри­са, древ­ней­шая че­ре­пи­ца, фраг­мен­ты фре­сок). Плат­фор­ма с ал­та­рём в цен­тре и ви­зи­ра­ми в сте­не («храм-об­сер­ва­то­рия»). На­зем­ные до­ма; в осн. по­лу­зем­лян­ки диа­мет­ром 2–3 м и «пе­ще­ры» с ку­поль­ным сво­дом в лёс­се. Об­ществ. скла­ды; пе­чи для об­жи­га ке­ра­ми­ки, из­вес­ти; пло­щад­ки для об­ра­бот­ки кам­ня; до­ро­ги; ко­лод­цы; ис­кусств. во­до­ём и ка­на­лы. На позд­нем эта­пе (20–19 вв.) мн. со­ору­же­ния раз­ру­ше­ны и за­сы­па­ны му­со­ром. Бо­лее 1000 тру­по­по­ло­же­ний, вы­тя­ну­тых на спи­не го­ло­вой на юго-вос­ток, в осн. в ямах 2×0,5 м, поч­ти без инвен­та­ря. 49 мо­гил боль­ше по раз­ме­рам, с де­рев. гро­бом, в ин­вен­та­ре: ке­ра­мич. и де­рев. по­су­да (в т. ч. рас­пис­ная) и ба­ра­баны, об­тя­ну­тые кро­ко­ди­ло­вой ко­жей, ли­то­фон, из­де­лия из неф­ри­та, би­рю­зы, ниж­няя че­люсть или ске­лет сви­ньи и др. «Цар­ская мо­ги­ла» 5×3, 7×7 м; гроб и мо­гиль­ная яма бы­ли ук­ра­ше­ны неф­ри­том; неф­ри­то­вые (в т. ч. 3 се­ки­ры на де­рев. ру­ко­ятях, по­кры­тых цвет­ным ла­ком) и ла­ковые из­де­лия, 8 ком­плек­тов кос­тя­ных на­ко­неч­ни­ков стрел, де­рев. шест (гно­мон), ук­ра­шен­ный цвет­ным ла­ком, 10 туш сви­ньи и др. Леп­ную ке­ра­ми­ку сме­ня­ет ке­ра­ми­ка, сде­лан­ная на кру­ге; ор­на­мен­ты – от­тис­ка­ми шну­ра, пле­тён­ки, на­леп­ные, про­чер­чен­ные, гео­мет­рич. и зоо­морф­ная рос­пись – крас­но-бе­ло-жёл­тая на чёр­ном или бе­ло-жёл­тая на крас­ном. На 1 со­су­де – зна­ки, близ­кие ие­рог­ли­фам эпо­хи Шан (Инь). Ору­дия из кам­ня и кос­ти. На ср. эта­пе – неск. из­де­лий из ме­ди и брон­зы. В ра­диу­се до 20 км – «го­ро­да-спут­ни­ки» с ре­мес­лен­ной и др. спе­циа­ли­за­ци­ей. В юго-зап. час­ти совр. пров. Шань­си вы­де­ля­ют куль­ту­ру Т. (ра­нее от­но­си­ли к Лун­шань). Она сло­жи­лась на ос­но­ве Мяо­ди­гоу 2 при влия­нии Лян­чжу. Кит. учё­ные со­от­но­сят Т. с Пинъ­я­ном, сто­ли­цей ле­ген­дар­но­го имп. Яо (по тра­ди­ции, 2356–2255 до н. э.).

Лит.: Цзе Си­гун. Сян­фэнь Тао­сы ич­жи янь­цзю. Пе­кин, 2007; Song Jianzhong. Liangzhu culture and Taosi culture // Chinese Archaeo­logy. 2011. № 11; He Nu. The Longshan period site of Taosi in Southern Shanxi province // A Companion of Chinese archaeology. Chiches­ter, 2013.

Вернуться к началу