ЛУНМЫ́НЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУНМЫ́НЬ, Лунмэнь, Лунмэнь-шику (кит. – «Пещеры Драконовых врат»), буддийский скальный храмовый комплекс в 13 км к югу от г. Лоян (пров. Хэнань, Китай). Обследование и копирование его изображений и надписей проводились с 11 в., в т. ч. создателями «науки о металле и камне» (цзинь-ши сюэ) при династии Сун: Оуян Сю, Чжао Минчэн; важны обследования япон. археологов и буддологов в 1930–40-х гг. После образования КНР изучением памятника занимаются в осн. сотрудники Ин-та по изучению Л., специально созданного в 1953. Наряду с Дуньхуаном и Юньганом, Л. принадлежит к крупнейшим пещерным ансамблям Севера страны. Л. вырублен в отвесных известковых склонах гор Сяншань и Лунмэньшань, по обоим берегам р. Ишуй. Первые храмы начали вырубать в кон. 5 в. при основанной табгачами (ветвь сяньби) династии Северная Вэй (386–534), когда столицей гос-ва был Лоян; комплекс достраивался до 1127. Почти 2/3 памятников относится к династии Тан (618–907), большинство других – к Северной Вэй. Сохранилось 1300 пещер, 2345 ниш и гротов, 3600 стел и настенных надписей, ок. 40 каменных пагод и св. 100 тыс. изваяний, яркая полихромная раскраска которых не уцелела, как и дерев. навесы, помосты и лестницы перед входами в пещеры. Заказчиками выступали преим. императоры и аристократия, что обеспечило размах, быстроту, качество работ, также определённую политич. ангажированность изображений.
К начальному периоду относится пещера Гуян (глубина 13,5 м, ширина 6,9 м, выс. 11,1 м), где находится наиболее раннее датированное изображение (495) – Будда Майтрея (Милэфо). По центру высечена статуя Будды (выс. 6,12 м), лику которого придано портретное сходство с имп. Сяовэнь-ди (471–500), по обе стороны – фигуры бодхисаттв. Стены испещрены вотивными нишами, на которых рядом с буддийскими изображениями высечены имена мастеров, указаны время строительства и мотивации донаторов (изображались на рельефах вокруг поклонных статуй, иногда процессиями; с передачей портретного сходства и приметами придворной моды в одеяниях и причёсках). Пещера Биньян (начало строительства в 1-й четв. 6 в.; 3 помещения; у центрального глубина ок. 12 м, ширина 10,9 м, выс. 9,3 м) украшена 11 крупными статуями; в центре – классич. набор из 5 фигур: Будда (выс. 8,42 м) с расположенными по бокам 2 учениками и 2 бодхисаттвами, справа и слева – по 3 фигуры (Будда и 2 бодхисаттвы). Наиболее значит. пещеры, продолжающие традиции Юньган, «в виде конского копыта», со сводчатым потолком; появляются прямоугольные в плане с плоским потолком, у некоторых над входом вырезаны имитации опорной балки, слег для черепицы и др. конструктивных элементов наземных дерев. храмов. Изображения отражают северовэйский стиль: удлинённые шеи и головы, таинственные, но однотипные улыбки на юных ликах; худощавые, скованные условными позами тела, задрапированные обильно струящимися складками. В Биньяне и др. пещерах сделано множество ниш, которые могли добавляться и после завершения гл. композиции, в осн. с фигурками сидящего Будды Шакьямуни, в поздний период появляются изображения Будды неизмеримого долголетия (Уляншоуфо, Амитаюс) и Будды медицины (Яоши-фо; изображается с горшком для приготовления лекарств в руках). Среди резных картин выделяются повествования о Вималакирти (Вэймо), о нирване и др.
Новый подъём в строительстве начинается с утверждения империи Тан и делится на 3 периода. В 1-й период становления танского стиля буддийского иск-ва (627–683) построены большие пещеры (сев. и юж. Биньян), Цяньсисы – «в виде конского копыта», со сводчатым потолком и плафоном с изображением лотосов. К этому периоду относят и сооружение Шуанъяо («Парного грота»), композиции которого связывают с влиянием школы Тяньтай. Увеличивается число изображений Будды Амитабхи и бодхисаттвы Авалокитешвары; к 655 относится первое из известных изображений Удаяна Раджи (др.-инд. царя, который распорядился изготовить первую статую Будды).
Во 2-й период выделяется правление имп. (до 690 регентши) У Цзэтянь (684–705), когда происходит становление классич. образцов буддийской скульптуры танского стиля. Большие пещеры обычно состоят из 2 помещений квадратной формы с закруглёнными углами; потолок в 1-м помещении плоский, а во 2-м – округлый; по периметру часто вырублены алтари для скульптур. У Цзэтянь постоянно интересовалась строительством в Л. ещё при жизни своего супруга, имп. Гао-цзуна, а после его смерти активно использовала религ. иск-во для обоснования собств. нелегитимного правления (в 690 она даже провозгласила создание собств. династии Чжоу). Поэтому большинство осн. храмовых комплексов создано в кон. 1-го и во 2-й период. В пещере Ваньфодун («Десяти тысяч Будд»; 680) за гл. статуей Будды Амитабхи (выс. ок. 4 м) в верхней части стены расположен рельеф с 54 бодхисаттвами на лотосах. На сев. и юж. стенах вырезаны св. 15 тыс. маленьких (от 2 см) изображений Будды: так заказчики исполняли обет «изваять тысячи образов Будды». По периметру самой большой ниши комплекса Фэнсяньсы («Храм поклонения предкам», 672–675), ширина 33,5 м, глубина 35 м, выс. ок. 40 м, высечены 11 крупных фигур: Будда Вайрочана (выс. 17,14 м) в центре, по сторонам от него – самые близкие ученики – Кашьяпа и Ананда (выс. 11 м), бодхисаттвы Самантабхадра и Манджушри (выс. 14,5 м), пара Небесных владык и 2 стража (все – выс. ок. 10 м); композицию завершают фигуры благочестивых мирян (выс. ок. 6 м). Выбор центр. фигуры свидетельствует о влиянии идей школы Хуаянь, которые тогда пропагандировал при имп. дворе её основатель Фа Цзан. Существует легенда, что в облике Будды запечатлены черты У Цзэтянь, которая финансировала строительство и участвовала в церемонии открытия. Пластику образа, несущего печать божественного милосердия, отличают естественность, одухотворённость. Складки одежды обозначают ладное строение фигуры. Лица и отчасти одежда остальных персонажей отражают нац. типажи. Это свидетельствует о существенном обмирщении пришедшей из Индии иконографии и окончат. китаизации заимствованных пластич. нормативов. В пещере Цзинтутан («Кумирня Чистой земли»; выс. 2,25 м, ширина 3,15 м, глубина 2,58 м), судя по сохранившимся остаткам, ранее также имелся набор из 11 статуй во главе с Буддой Амитабхой, бодхисаттвами Гуаньинь и Махастхамапраптой (Дашичжэ), на стенах с 2 сторон вырезан рельеф на тему «9 видов перерождений», обязательных для визуализации в медитативной практике амидаизма. В нишах той же пещеры представлены изображения бодхисаттвы Кшитигарбхи (Дицзана; характерно для «учения о трёх кальпах», распространённого среди простого народа). Это свидетельствует о взаимодействии разных сект и укреплении позиций учения о «Западном рае» (характерные атрибуты – цветы лотоса, из которых рождаются праведники, сладкоголосые райские полуптицы-полулюди – калавинка, сари). Пещера Каньцзин («Чтения канона») также выполнена при У Цзэтянь и прославлена барельефами с изображением 29 патриархов «из западных стран» (выс. 1,8 м), что, возможно, указывает на связь со школой Чань. Т. о., танская религ. скульптура формировалась на основе взаимодействия всех осн. направлений кит. буддизма той эпохи.
В 3-й период (705–805) появляются изображения «Великого солнечного Татхагаты» (Дажи жулай, одно из имён Будды Вайрочаны) и многорукой (обычно, четырёх- или восьмирукой) Гуаньинь; в Ваньфогоу («Ущелье десяти тысяч Будд») представлена тысячерукая и тысячеокая бодхисаттва. Эти образы связывают с распространением идей ваджраяны. Но в целом масштабы строительства значительно сокращаются; тематика упрощается. В нач. 8 в. отмечено появление даосских персонажей (т. н. Небесных достопочтенных, Тянь-цзунь), что свидетельствует об упадке собственно буддийской традиции.
Л. привлекает специалистов по истории традиц. кит. медицины. Помимо многочисл. изображений Яоши-фо, в пещере Яофан («Пещера рецептов»; выс. 4 м, ширина 3,65 м, глубина 7,6 м) на каменных стелах и стенах выгравированы св. 140 рецептов лекарств и акупунктурных прописей для лечения 40 болезней; сведения по фармацевтике содержат также надписи в некоторых нишах. В составе комплекса мн. каллиграфич. шедевров, включая стелы знаменитого каллиграфа Чу Суйляна (596–658).
Л. пострадал в период гонения на буддизм в 9 в., от хищнического вывоза скульптур и барельефов европейцами и японцами в кон. 19 – нач. 20 вв., от действий хунвэйбинов в годы «культурной революции» 1966–76. Л. включён в список Всемирного наследия.