ЛОЯ́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОЯ́Н, комплекс историко-культурных, в т. ч. археологических, памятников в совр. г. Лоян и его окрестностях (зап. часть пров. Хэнань, Китай). Многие связаны со столицами 9 династий (до 15, если учитывать удельные владения). Систематич. исследования с 1949; особенно активно с 1980-х гг., когда к Лоянскому отделению Ин-та археологии АН КНР и Ин-ту археологии и истории материальной культуры пров. Хэнань присоединились созданные местные Ин-т истории, материальной культуры и археологии Л., Музей древних могил, Музей столицы и др. В Л. выявлено св. 100 памятников неолита и бронзового века (культуры Пэйлиган, Яншао, т. н. хэнаньский Луншань, Эрлитоу), 5 городищ, более 10 тыс. захоронений; коллекции включают ок. 400 тыс. находок.
Столицы и основные памятники
Период 17–1 вв. до н. э. С 17 в. до н. э. возле г. Яньши (окр. Лоян) была столица гос-ва Инь (Шан), постройку которой связывают с основателем династии Чэн Таном и соотносят с комплексом Таосы. После завоевания гос-ва Инь первые цари Зап. Чжоу основали на территории, занятой совр. Лояном, город под назв. Лои, расположенный в центре их владений. Его производственная окраина кон. 11 – кон. 10 вв. до н. э. изучалась в 1975–1979 на территории совр. р-на Бэйяо: бронзолитейная «фабрика» (печи, ок. 15 тыс. обломков керамич. форм, тигли и др.), печи для обжига керамики, дома, подземные коммуникации и др.; десятки гадательных надписей на панцирях черепах, следы жертвенников, человеческих жертв связывают с ритуалами, сопровождавшими произ-во. В расположенном неподалёку могильнике среди находок есть ритуальные сосуды и бляшки, изготовленные в бронзолитейных мастерских Бэйяо, где, скорее всего, на победителей-чжоусцев работали иньцы.
В 770 до н. э. под натиском жунов владетельный князь Пин-ван перенёс столицу из Фэнхао на территорию совр. г. Лоян, положив начало эпохе Вост. Чжоу. С новой столицей связано городище на обоих берегах р. Цзяньхэ (осн. раскопки в 1954–60), со стенами из утрамбованной земли (толщина до 10 м, выс. до 15 м; многочисл. следы ремонта) и рвом глубиной 5 м; в центре – платформа из утрамбованной земли (344× 182 м), к которой вела дорога шириной 20 м; скопления черепицы связывают с остатками дворца правителя. В сев.-зап. и др. частях совр. Лояна изучались мастерские по произ-ву керамики, изделий из кости и камня, в южной – не менее 74 ям для хранения зерна, в центре – 27 печей для выплавки железа, колодцы и др. Исследован ряд могильников (Чжунчжоулу и др.) периодов Чуньцю и Чжаньго (770–221 до н. э.); трупоположения в осн. скорченные на боку, в дощатых гробах (иногда гроб – в саркофаге); среди находок – бронзовый кинжал с рукоятью и ножнами из резной слоновой кости.
После завоеваний Цинь Шихуанди в кон. 3 в. до н. э. столицей становится Сяньян, однако в у. Яньши, близ Лояна, находится могила Люй Бувэя (ум. 235 до н. э.), первого мин. гос-ва Цинь. Среди немногочисл. памятников этой эпохи в р-не Шаогоуцунь в 1957 и 1976 раскопаны 2 уникальных многокамерных сводчатых склепа из полого и маломерного кирпича, датированные концом династии Зап. Хань (ок. рубежа эр), с древнейшими известными на территории Китая фресками. Изображения (наносились на белую грунтовку и подчёркивались линией по контуру) покрывают верхние части камер, мн. сюжеты связаны с «верхним» миром: мифич. владыки Фуси и Нюйва в сочетании с солнцем и луной; богиня Сиванму в окружении священных животных, др. небожители, парящие на птицах; хранители 4 сторон света. Есть и историко-лит. сюжеты: «Конфуций посещает Лао-цзы» и др. Среди находок – керамич. сосуды, модели амбаров и колодцев, бронзовые монеты, зеркала; из надписи на печати известно имя погребённого в одном из склепов – Бу Цяньцю.
Период 1–6 вв. н. э. В 25 н. э. город вновь обрёл статус столицы и сохранял его без перерыва ок. 300 лет при династиях Вост. Хань, Вэй (эпохи Троецарствия), Зап. Цзинь, но в нач. 4 в. уничтожен огнём при штурме племенами юж. сюнну (хунну). Имп. Сяовэнь-ди (династия Сев. Вэй; см. в ст. Сяньби) в 494 опять сделал город столицей, восстановив и расширив его (к сер. 6 в. приходит в упадок из-за обществ.-политич. нестабильности и войн). Город этого времени (в 15 км от совр. Лояна; в 1954 его обследовал Ян Вэйжу, осн. раскопки с 1962, продолжаются с перерывами до сих пор) был одним из крупнейших в мире (пл. ок. 100 км2, дл. стен с 3 сохранившихся сторон 3895, 4290, 3700 м, их толщина от 14 до 30 м), имел не менее 10 ворот, 24 большие улицы, 3 рынка, адм. учреждения, сады, парки, окружённый стеной прямоугольный в плане Дворцовый город (1400 × 660 м), где исследовались ок. 30 платформ из утрамбованной земли для построек, в т. ч. фундамент, предположительно, дворца. При Сев. Вэй в Л. насчитывалось 1367 буддийских святилищ, в т. ч. имп. храм Юннинсы (основан в 516; по археологич. данным, 300 × 200 м), в состав которого входила 9-ярусная дерев. пагода (выс. ок. 137 м; раскопан её фундамент из утрамбованной земли, подквадратный в плане, со стороной ок. 100 м); среди находок – глиняные скульптуры Будды.
К югу от города, на юж. берегу р. Лохэ, располагался первый ун-т Китая – Тайсюэ, действовавший с 29 по 534. В его стенах конфуцианские каноны изучали до 30 тыс. студентов, которые затем становились чиновниками (раскопками установлена площадь зап. части комплекса – 20 тыс. м2, восточной – более 30 тыс.м2); зафиксированы фундаменты зданий, расположенных рядами; много каменных плит с выгравированными текстами конфуцианских произведений; стела, установленная по случаю визита имп. Сыма Таня (278), с перечислением имён, должностей, мест происхождения администраторов, преподавателей, студентов. Найдены и остатки построенной в 56 самой крупной кит. обсерватории – Линтай, прослужившей 250 лет: пл. более 40 тыс. м2; центр. платформа 41× 31 м, выс. более 8 м, по 4 сторонам – остатки 2-ярусных платформ со следами краски на стенах в соответствии с цветами 4 духов – покровителей сторон света (юг – Красная птица, север – Чёрный воин, восток – Бирюзовый дракон, запад – Белый тигр). Здесь работал Чжан Хэн. К востоку от Линтай изучалось святилище Минтан, возведённое в 56 для жертвоприношений предкам ханьского императора и придворных церемоний.
В юж. пригороде совр. Лояна на могильнике 2 в. (основан между 107 и 125) в 1964 исследовано 522 трупоположения в дощатых гробах, в ямах, с бедным инвентарём. Там хоронили осуждённых на принудительные работы; среди находок – кирпичи с надписью, в которой для погребённого указаны имя, прежнее место жительства, преступление, полученный срок, надевались или нет колодки, ведомственное подчинение, дата смерти.
В зап. части совр. Лояна изучались некрополи 3–4 вв. (в осн. периода династии Зап. Цзинь; 265–316) и уникальные погребения, в т. ч. точно датированные. Могила Сюй Мэйжэнь (299; дата – по надписи на каменном надгробии-стеле), раскопанная в 1953, имела кирпичную камеру со слегка выгнутыми стенами и колоннами по углам, каменные двери, длинный дромос. Среди находок в др. больших могилах много керамич. фигурок, в т. ч. пехотинцев и всадников в доспехах; черты их лиц – не монголоидные. На материалах погребений массовых типов выделяются ступени обществ. иерархии (от сводчатых склепов с многочисл. находками до грунтовых ям, где покойнику ставили 1–2 керамич. сосуда); среди находок – керамич. фигурки строений, животных.
Близ гор Маншань, на могильнике кон. 5 – 1-й пол. 6 вв. (период Сев. Вэй) в 1974 раскопана могила Юань У (528), князя небольшого владения Цзянъян: под курганом (сохранился на выс. 20 м, диаметр 35 м) кирпичная камера (7,5 × 7 м, выс. 9,5 м) со сводчатым потолком и выпуклыми стенами, на каждой – фрески с образами хранителя соответствующей стороны света, ниже – фигуры людей и лошадей; на потолке изображены Млечный Путь и созвездия. Хотя погребение ограблено, сохранились керамич. и фарфоровые сосуды, вотивные фигурки (быков, запряжённых в повозку, коней под седлом, всадников и пехотинцев в доспехах, музыкантов и т. п.). В 1977 в Шанъяоцунь исследована могила с каменным гробом, покрытым тонкой резьбой, изображающей священных животных и небожителей на драконах; в др. могилах – гробы, на которых вырезаны истории о почтительных сыновьях.
Период 7–13 вв. В 605 имп. Ян-ди (династия Суй) на стыке 4 рек (Ихэ, Лохэ, Чаньхэ, Цзяньхэ), у гор Маншань (на севере) и Сяошань (на западе), западнее города 1–6 вв., начинает строительство 2-й («Восточной») столицы, ставшей экономич. центром империи; эта функция сохранялась и при следующей династии Тан до нач. 10 в. Новый город имел пл. 47 км2, он был обнесён стеной (дл. 27,5 км) из утрамбованной земли с воротами со всех 4 сторон; делился на Дворцовый город на северо-западе, охватывающий его с 3 сторон Императорский город, где находились адм. учреждения, Внешний город, неск. «малых городов», выполнявших, по данным письм. источников, разл. функции, в т. ч.: исполнения ритуалов, связанных с календарным циклом; гос. складов стратегич. запасов зерна (исследовано ок. 200 погребов диаметром 10–18 м и глубиной 7–12 м). Во Внешнем городе имелись проспект (ширина до 120 м) и улицы, образующие квадратные кварталы со стороной 460–580 м; было 3 рынка. Земляная стена Дворцового города (толщиной 16 м) была выложена кирпичом, в нём находились Вост. дворец, дворец Шанъянгун (кон. 7–8 вв.), примыкавший к парку с дорожками, композициями скалистого пейзажа, галереями и беседками, окружавшими водоём (вымощен камнем и кирпичом, имел перила на каменных опорах, искусств. остров с переходами на берег), соединённый каналом с р. Лохэ. Эти черты получили развитие в позднейшей ландшафтной архитектуре Китая. В 1975 на территории Императорского города раскопана гробница Ван Шичу, влиятельного военачальника конца династии Суй – начала Тан (по надписи на стеле датирована 620).
С 10 в., в очередной период раздробленности, город постепенно приходил в упадок, но славился садами и парками, сохранившейся архитектурой династий Суй и Тан. В нём жили мн. известные учёные, писатели, политики, в т. ч. выдающиеся историки Оуян Сю и Сыма Гуан (1019–86), занимавшие пост канцлера. В 12 в., при династии Цзинь (см. в ст. Чжурчжэни), возведена новая гор. стена, охватывавшая уже небольшую площадь. Во время борьбы с монголами в сер. 13 в. район Л. сильно пострадал, и город окончательно пришёл в упадок.
Другие культовые и мемориальные памятники
В 12 км к востоку от совр. Лояна сохранился мон. Баймасы (Храм Белой лошади) – первый буддийский мон. Китая, основанный при имп. Минди в 68, долгое время бывший центром переводов канонич. лит-ры и распространения буддизма (также именуется «Ши юань» – «Источник буддизма»); в 250 там принял обет первый кит. монах; в период расцвета при династиях Суй и Тан число монахов превышало 1 тыс. чел. Храмовый комплекс (более 100 построек на пл. ок. 32,5 тыс. м2 в пределах стен, скульптуры, более 40 плит с надписями позднего Средневековья) постоянно перестраивался и расширялся; совр. вид оформился при династии Мин (1368–1644). В 13 км к югу от совр. Лояна – скальный храмовый комплекс Лунмынь. Сохранились и могилы великих танских поэтов Ду Фу (в 4 км к западу от Яньши) и Бо Цзюйи (в р-не Лунмынь, у храма Сяншаньсы). В 7 км к югу от совр. Лояна – ансамбль Гуаньлинь (кон. 16 в.), посвящённый полководцу Гуань Юю, герою эпохи Троецарствия (там же – его гробница).