Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЕ́ВЫЙ ФРОНТ ИСКУ́ССТВ»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Терёхина, С. М. Грачёва
Обложка журнала «ЛЕФ». 1923. Художник А. М. Родченко.

«ЛЕ́ВЫЙ ФРОНТ ИСКУ́ССТВ» (ЛЕФ), лит.-ху­дож. объ­е­ди­не­ние, соз­дан­ное в Мо­ск­ве в дек. 1922. В «Л. ф. и.», воз­глав­ляе­мый В. В. Мая­ков­ским, во­шли по­эты Н. Н. Асе­ев, В. В. Ка­мен­ский, С. И. Кир­са­нов, А. Е. Кру­чё­ных, Б. Л. Пас­тер­нак; ху­дож­ни­ки и ар­хи­тек­то­ры А. М. Род­чен­ко, В. Ф. Сте­па­но­ва, В. Е. Тат­лин, А. А. Вес­нин (см. Вес­ни­ны) и др.; кри­ти­ки и тео­ре­тики иск-ва Б. И. Ар­ва­тов, О. М. Брик, Г. О. Ви­но­кур, В. Б. Шклов­ский, Н. Ф. Чу­жак. В ра­бо­те «Л. ф. и.» при­ни­ма­ли уча­стие ки­но­ре­жис­сё­ры Д. Вер­тов, С. М. Эй­зен­штейн, Э. И. Шуб. Вы­хо­ди­ли жур­на­лы «ЛЕФ» (1923–25) и «Но­вый ЛЕФ» (1927–28); их об­лож­ки оформ­лял Род­чен­ко. Важ­ный ас­пект дея­тель­но­сти «Л. ф. и.» – со­труд­ни­че­ст­во с Вху­те­ма­сом. Фи­лиа­лы «Л. ф. и.» су­ще­ст­во­ва­ли в Одес­се (Юго-Леф) и Харь­ко­ве (Укр­Леф); со­об­ща­лось о дея­тель­но­сти «Л. ф. и.» в Юго­сла­вии, раз­ра­ба­ты­ва­лись пла­ны со­з­да­ния Ин­тер­на­цио­на­ла ис­кусств на ос­но­ве ме­ж­ду­нар. сек­ции жур­на­ла.

«Л. ф. и.» унас­ле­до­вал от фу­ту­риз­ма от­ри­ца­ние тра­диц. иск-ва и на­це­лен­ность на соз­да­ние но­вых форм твор­че­ст­ва. Сре­ди но­вых про­грамм­ных по­ло­же­ний «Л. ф. и.» – идея ис­кус­ст­ва как «жиз­не­строе­ния», тео­рия «со­ци­аль­но­го за­ка­за», от­ри­ца­ние вы­мыс­ла и вы­дви­же­ние на пер­вый план до­ку­мен­та («ли­те­ра­ту­ра фак­та»). Жан­ро­во-те­ма­тич. и сти­ли­стич. пе­ре­ори­ен­та­ция в об­лас­ти лит-ры бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на пи­са­те­лем С. М. Треть­я­ко­вым, од­ним из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков «Л. ф. и.», вы­сту­пив­шим с тре­бо­ва­ни­ем про­ти­во­пос­та­вить «бы­то­отоб­ра­жа­тель­ст­ву – агит­воз­дей­ст­вие; ли­ри­ке – энер­ги­че­скую сло­во­об­ра­бот­ку; пси­хо­ло­гиз­му бел­лет­ри­сти­ки – аван­тюр­ную изо­бре­та­тель­ную но­вел­лу; чис­то­му ис­кус­ст­ву – га­зет­ный фель­е­тон, агит­ку; дек­ла­ра­ции – ора­тор­скую три­бу­ну; ме­щан­ской дра­ме – тра­ге­дию и фарс; пе­ре­жи­ва­ни­ям – про­из­вод­ст­вен­ные дви­же­ния» (Треть­я­ков С. От­ку­да и ку­да? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 202).

В об­лас­ти изо­бра­зит. ис­кусств «Л. ф. и.» стре­мил­ся по­стро­ить но­вое ре­во­люц. иск-во на ос­но­ве ку­бо­фу­ту­риз­ма и кон­ст­рук­ти­виз­ма. При­зы­вал к соз­да­нию ути­ли­тар­ных про­из­ве­де­ний, имею­щих оп­ре­де­лён­ную функ­цию, и ра­то­вал за про­из­водств. иск-во, от­ри­цая его стан­ко­вые фор­мы: «ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра бу­ду­ще­го соз­да­ёт­ся на фаб­ри­ках и за­во­дах» (Брик О. М. От кар­ти­ны к сит­цу // ЛЕФ. 1924. № 2. С. 34). Про­па­ган­ди­ро­вал аги­та­ци­он­ные и до­ку­мен­таль­ные жан­ры, фо­то­гра­фию (с ак­тив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем фо­то­мон­та­жа), ки­но­хро­ни­ку.

Чрез­мер­но рег­ла­мен­ти­ро­ван­ная про­грам­ма при­ве­ла «Л. ф. и.» к внутр. кри­зи­су. В кон. 1920-х гг. его ли­де­ры кон­ста­ти­ро­ва­ли пре­вра­ще­ние ле­фов­ских прин­ци­пов в дог­му, слу­жа­щую ин­те­ре­сам уз­кой груп­пы (ст. «Леф или блеф?» В. П. По­лон­ско­го, 1927; док­лад «Ле­вее Ле­фа» В. В. Мая­ков­ско­го, 1928). В сент. 1928 из со­ста­ва «Л. ф. и.» вы­шли Мая­ков­ский и О. М. Брик, что оз­на­ча­ло фак­тич. рас­пад груп­пы. В мае 1929 Мая­ков­ский по­пы­тал­ся воз­ро­дить объ­е­ди­не­ние под назв. «Ре­во­лю­ци­он­ный фронт ис­кусств» (РЕФ), од­на­ко дея­тель­ность РЕФа бы­ла не­про­дол­жи­тель­ной. Под ло­зун­гом кон­со­ли­да­ции сил в лит-ре Мая­ков­ский и Н. Н. Асе­ев в февр. 1930 всту­пи­ли в Рос­сий­скую ас­со­циа­цию про­ле­тар­ских пи­са­те­лей.

Лит.: Ли­те­ра­ту­ра фак­та: Сб. ст. / Под ред. Н. Ф. Чу­жа­ка. М., 1929; Со­вет­ское ис­кус­ст­во за 15 лет. Ма­те­риа­лы и до­ку­мен­та­ция. М.; Л., 1933; Stephan H. K.«LEF» and the left front of the arts. Münch., 1981; К ис­то­рии выхо­да пер­во­го но­ме­ра жур­на­ла «ЛЕФ» / Вступ. ст. и публ. О. Зем­ля­ко­вой, Е. По­го­рель­ской // Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры. 1983. № 7; Гюн­тер Х. ЛЕФ и со­вет­ская куль­ту­ра // Соц­реа­ли­сти­че­ский ка­нон. СПб., 2000; За­лам­ба­ни М. Ис­кус­ст­во в про­из­вод­ст­ве: Аван­гард и ре­во­лю­ция в Со­вет­ской Рос­сии 20-х гг. М., 2003; Смо­ла О. ЛЕФ и его по­эты // Рус­ская ли­те­ра­ту­ра 1920–1930-х гг.: Порт­ре­ты по­этов. М., 2008. Т. 1.

Вернуться к началу