ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В, осн. вид богослужебного пения Древней Руси. Название получил от невменных знаков – «знамён» (см. Крюки), использовавшихся для его записи. Источником для знаменной нотации послужила палеовизантийская (т. н. куаленская); из визант. литургич. практики был заимствован и принцип организации текстов, напевов, интонационных формул – система осмогласия (см. также Глас). З. р. 11–17 вв. представляет собой строгую вокальную монодию; для него характерна модальная ладовая организация, до сих пор не получившая удовлетворительного науч. объяснения (б. ч. песнопений 11–16 вв. не поддаётся расшифровке, основу мелодики 17 в. составляет обиходный звукоряд, ступени которого отражены в нотации посредством помет или призна́ков). Муз. форма соответствует структуре богослужебных текстов (текстомузыкальная форма); нерегулярная ритмика напевов по-разному соотносится с молитвословным стихом. Различаются силлабический (слог-звук), невматический (2–4 звука на слог) и мелизматический (широкая вокализация, характерная для особо торжеств. моментов богослужения) типы соотношения текста и напева. Наиболее протяжённые распевные обороты – т. н. лица и фиты – обычно относятся к ключевым словам текста.
При сохранении визант. богослужебного канона в др.-рус. пении рано выявились интонационные отличия напевов от их греч. прообразов, отражающие специфику переводных текстов на церковнославянском яз. и локальные особенности. Греческо-рус. двуязычие сохранялось иногда при попеременном антифонном пении на два клироса. Вместе с тем новшества поздневизант. церковного пения (напр., интервальная определённость нотации) не получили отражения в З. р., сохранившем верность наиболее древним образцам. Устойчивость мелодич. облика З. р. обеспечивается принципом пения «на подобен»: большинство песнопений распевается по известным образцам, с сохранением смысловых и структурных опор песнопения-модели. З. р. пропевались осн. богослужебные книги – Ирмологий, Октоих, Триодь Постная и Цветная, Обиход, Праздники. В 11–14 вв. были равно распространены как письменная, так и устная формы передачи З. р., мн. певческие книги этого периода не нотировались полностью. В 15–17 вв. по мере типизации нотированных певческих книг знаменная нотация совершенствовалась, отражая богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняются определённым правилам.
В процессе развития З. р. возникло несколько его разновидностей. Малый З. р. сохранил силлабич. произнесение текста, распространённое в богослужебном пении с 11 в. Большой З. р. мелизматического типа возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Фёдор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой З. р. отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодич. рисунка (чередование поступенного движения и скачков). З. р. послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков знаменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии З. р. использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении (трёх- и четырёхголосные гармонизации).
В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и др. распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19–20 вв. К гармонизации З. р. обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; новые принципы обработки З. р., найденные А. Д. Кастальским и основанные на рус. народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). В совр. церковном пении З. р. используется в сокращённом виде – иногда в виде монодии, но чаще как интонац. основа обиходного многоголосия, как источник многоголосных обработок и духовно-муз. сочинений. В богослужении старообрядцев З. р. звучит как традиц. монодия.