ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, поучительная литература, изложение в худож. форме филос., религ., естественно-научных, моральных и иных знаний. Эстетич. элемент в Д. л. может проявляться в обращении к стихотв. форме, худож. жанрам, в подчёркнуто изысканной отделке стиля, риторич. украшенности и т. п.; при этом граница между Д. л. и собственно науч. и худож. текстами весьма подвижна. Д. л. имела широкое распространение вплоть до кон. 18 в.; в теоретич. поэтике (Ш. Баттё и др.) рассматривалась как разновидность изящной словесности, излагающая не вымышленные истории, но «общие истины и предписания» (И. И. Эшенбург); выделялась в особый род литературный (наряду с эпосом, лирикой, драмой). Древнейший образец Д. л. – гексаметрич. поэма «Труды и дни» Гесиода (8 в. до н. э.), содержащая нравств. предписания, а также практич. рекомендации по с. х-ву и мореплаванию. Поэтич. форма была использована для изложения филос. идей досократиками (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл). Чрезвычайное разнообразие тем характерно для Д. л. эпохи эллинизма: дидактич. поэмы посвящаются астрономии (Арат), географии (Дионисий Периегет, 2 в. н. э.), спец. проблемам медицины (поэмы Никандра Колофонского) и мн. др. Наиболее известные произведения рим. Д. л. – поэмы «О природе вещей» Лукреция, «Георгики» Вергилия, «Наука любви» и «Лекарство от любви» Овидия, а также «Наука поэзии» Горация – первый в ряду европ. стихотв. трактатов о поэтич. мастерстве (М. Дж. Вида, Н. Буало и др.). Широкое распространение Д. л. получает и в др.-вост. литературах (среди наиболее известных памятников – кит. «Дао дэ цзин», инд. «Панчатантра»).
Расцвет Д. л. связан с эпохой Средневековья. В этот период создавались многочисл. своды практич. предписаний, относящиеся к разл. жизненным ситуациям: сб-ки моральных наставлений (в т. ч. рус. «Поучение» Владимира Всеволодовича Мономаха, «Домострой»), застольных правил, принципов куртуазно-любовного поведения, толкований снов, гастрономич. рецептов, руководств по охоте, практич. сведений о животных (бестиарии), камнях (лапидарии), растениях и т. п. Типичным для Д. л. становится обращение к аллегории, позволяющей выразить в образной форме отвлечённые морально-религ. идеи: многочисл. поэмы о борьбе добродетелей и грехов (их прототип – «Психомахия» Пруденция, кон. 4 в.), рая и ада; о союзе, или «браке», семи свободных искусств; о принципах любовно-куртуазной «науки» («Роман о Розе») и т. п. В рамках моралистич. лит-ры, разъяснявшей основы праведной жизни, к нач. 15 в. оформляется особый жанр наставления в «искусстве умирать» (ars moriendi), где излагались правила предсмертной борьбы с дьяволом. Последний взлёт Д. л. относится к кон. 17–18 вв., когда были предприняты попытки выразить в худож.-поэтич. форме антропологич., филос., научные и религ. идеи Просвещения (филос.-политич. роман «Приключения Телемака» Ф. Фенелона, 1699; «Опыт о человеке» А. Поупа, 1732–34; «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова, 1753; стих. «Метаморфоза растений» И. В. Гёте, 1798, и др.). В эпоху романтизма формируется представление о несовместимости худож. и дидактич. задач. Дидактич. род исчезает из худож. лит-ры; в 19–20 вв. элементы дидактики сохраняют своё значение в детской литературе, в отд. лит. направлениях (социалистический реализм) и у отд. авторов (напр., у Б. Брехта).