КСЕНОФА́Н
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕНОФА́Н (Ξενοφάνης) (ок. 570 до н. э., Колофон – после 478 до н. э.), др.-греч. поэт и философ. После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вёл жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К. – основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако в древности существовал и др. взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства совр. исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этич. утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приёмам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал к.-л. филос. системы: взгляды, излагавшиеся им в разл. стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К. – полемист и сатирик, по своему этосу – ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств. реформатор. Осн. произведение – «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов», прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологич. политеизму К. противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. По свидетельству Аристотеля и Теофраста, К. отождествлял единого бога с универсумом. Учение К. о боге есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении. Гносеологич. высказывания К. – первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «Солнце полезно... а Луна не нужна».