ИУДИ́ФЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИУДИ́ФЬ, Юдифь (יהודית – еврейка), благочестивая вдова, действующее лицо одноим. ветхозаветной книги (книга относится к числу неканонических в православной, второканонических в католич. и к числу апокрифов в протестантской и еврейской традициях). Сюжет Книги Иудифь, вероятно, возник в 3–2 вв. до н. э. и отражает фольклорное предание о победе благочестивых иудеев над захватчиками-язычниками. И. – дочь Меррари, вдова Манассии, согласно преданию, жившая во времена завоевания Иудеи Навуходоносором, названным в Книге Иудифь царём ассирийским. Его полководец Олоферн победоносно прошёл от Ниневии до Иудеи и остановился близ небольшого поселения Ветилуя. Испуганные иудеи после долгой осады решили сдать город, если в 5-дневный срок не произойдёт чуда, которое их освободит. И., отличавшаяся красотой, смелостью и благочестием, отправилась в стан врага, очаровала Олоферна и после пира, оставшись с ним наедине, отрубила опьяневшему Олоферну голову. Взяв отрубленную голову полководца, она благополучно вернулась в Ветилую. Голова была выставлена на гор. стене, неприятель бежал, и Иудея была спасена. И. прожила 105 лет, ведя благочестивый образ жизни и не вступая в новый брак; перед смертью раздала бедным все своё огромное состояние.
Время написания Книги Иудифь остаётся неизвестным. Текст сохранился только на греч. яз. в составе Септуагинты и в более поздних переводах. Изначально книга, вероятно, была написана на иврите. По стилю изложения книга представляет собой исполненную иронии новеллу.
Осн. идея книги заключается в том, что для иудея высшей целью является верность законам Бога, а также защита религ. святынь; средствами достижения этой цели, кроме молитвы и поста, служат личная праведность и смелость, граничащая с самопожертвованием.
Иконография
Наиболее раннее изображение И. встречается на фресках ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (7 в.), где она представлена на обратном пути в Ветилую с головой Олоферна, а первые повествоват. циклы – на фронтисписе «Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура» (9 в.) и в «Библии Фарфа» (11 в.). В иллюстрациях «Зерцала человеческого спасения» (14 в.) И. выступает одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Сцена убийства Олоферна трактовалась как аллегория наказанной гордыни (мозаика на полу Сиенского собора, кон. 14 в.). На раме «Райских врат» Л. Гиберти (1425–52, Музей собора, Флоренция) И. выступает как прототип Богоматери, но в целом в эпоху Возрождения её образ приобретает гражд. и политич. смысл. Так, статуя работы Донателло (1450-е гг., Палаццо Веккьо, Флоренция), изъятая из дворца Медичи после их изгнания из Флоренции, была установлена перед Палаццо Веккьо, превратившись в символ свержения тирании. В этом же значении С. Боттичелли использует сцены с И. в качестве дополнительных к осн. изображению в картинах «Лукреция» (ок. 1500–1501, музей И. Стюарт-Гарднер, Бостон) и «Клевета» (ок. 1495, галерея Уффици, Флоренция). Героич. черты акцентированы в бронзовой статуэтке, приписываемой А. дель Поллайоло (Ин-т искусств, Детройт), картине «Юдифь покидает шатёр Олоферна» Боттичелли (ок. 1497 – ок. 1500, Рейксмюсеум, Амстердам), композиции «Юдифь и Олоферн» в одном из парусов Сикстинской капеллы Микеланджело (1508–12). В венецианской традиции изображения И. лишены драматизма и повествовательности, её показывают с отрубленной головой Олоферна (картина-гризайль А. Мантеньи, Нац. галерея, Дублин), часто на фоне лирич. пейзажа (см. илл. к ст. Джорджоне). В Венеции распространились женские портреты в образе И. (В. Катена, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший). В Сев. Европе И. нередко изображали обнажённой (картина Я. Массейса, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; статуэтка К. Мейта, 1512–14, Баварский нац. музей, Мюнхен), однако у Л. Кранаха Старшего, как и у мн. др. художников этой эпохи, И. представлена в совр. европ. костюме 16 в. (ок. 1530, Худож.-историч. музей, Вена).
Художники барокко извлекли максимум эффектов из сцены убийства Олоферна, наполнив её динамикой, физиономич. контрастами и натуралистич. деталями («Юдифь обезглавливает Олоферна» Караваджо, ок. 1598, Нац. галерея старого иск-ва, Рим, и одноим. картина Валантена, 1626, Нац. музей изобразит. искусств, Валлетта). А. Джентилески и Л. Фонтана изобразили самих себя в образе И. У Дж. Б. Пьяцетты И. представлена размышляющей за мгновение до убийства (ок. 1745, Скуола-Гранде-деи-Кармини, Венеция). Фигура И. привлекала к себе внимание художников вплоть до сер. 20 в.: А. Ридель (1840, Новая пинакотека, Мюнхен), Г. Климт (1901, Австрийская галерея, Вена), Ф. фон Штук (1927, собрание О. Хайльманна).
В рус. искусстве И. изображена в числе др. ветхозаветных праведниц на раме иконы «Богоматерь Донская» (кон. 17 в., Благовещенский собор Московского Кремля), иконографич. программа которой связана с царевной Софьей Алексеевной. В дальнейшем этот сюжет встречается редко (картина «Юдифь и Олоферн» В. Е. Савинского, 1889, Научно-исследовательский музей РАХ, С.-Петербург), в осн. в театрально-декорационном иск-ве (оформление В. А. Серовым оперы А. Н. Серова «Юдифь», 1907, и Н. К. Калмаковым – спектакля по одноим. трагедии К. Ф. Хеббеля, 1909).