ИЕРУСАЛИ́М В МИРОВЫ́Х РЕЛИ́ГИЯХ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕРУСАЛИ́М В МИРОВЫ́Х РЕЛИ́ГИЯХ. В духовной традиции авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) Иерусалим – один из осн. духовных центров, где сосредоточены важнейшие религ. святыни.
Иерусалим стал религ. центром при царе Давиде, представление о вечном Иерусалиме неразрывно связано в Библии с Божиим обетованием Давиду о неколебимости его дома (2 Цар. 7). В годы царствования царя Соломона статус Иерусалима как единственного культового центра иудаизма был утверждён сооружением Иерусалимского храма. Исайя видел Иерусалим «городом правды», в котором прозвучит слово Господне (Ис. 1:26, 2:3). Пророки разделяли непоколебимую веру в величие Иерусалима: так, Захария утверждает, что святость города-Храма универсальна и будет признана всеми народами (Зах. 14:16–21); Исайя предвещает, что в «последние дни» учёность, правосудие и мир распространятся по всем народам «от Сиона... и слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2:2–3). Иеремия верит, что Иерусалим, разрушенный завоевателями, будет восстановлен навечно, а улицы его будут полны ликования (Иер. 31:38–40, 33:10–11). Вместе с тем пророки отмечали трагич. противоречие между возложенной на Иерусалим высокой миссией быть «верной столицей, исполненной правосудия» (Ис. 1:21) и переживаемым им духовно-нравственным упадком.
Галаха постановляет, что святость Иерусалима вечна, и потому ряд связанных с городом законов остаётся в силе и после его разрушения. Так, молящийся вне Иерусалима должен обращаться к нему лицом, а молящийся в нём – к Храмовой горе; сохраняется обязанность паломничества в Иерусалим. В иудейской литургич. поэзии Иерусалим выступает как символ славного прошлого Израиля и надежды на будущее, связанной с Горним Иерусалимом. Агада рассматривает Иерусалим как центр мира и его начальный пункт: в центре мира находится Израиль, в центре Израиля – Иерусалим, в центре Иерусалима – Иерусалимский храм, в центре Храма – Ковчег Завета, перед ним же находится краеугольный камень мироздания. В Агаде имеется представление о Горнем Иерусалиме – идеальном Иерусалиме, существующем в небесах и неразрывно связанном с Иерусалимом земным. Согласно одному из агадических сказаний, Господь поклялся: «Не войду Я в Иерусалим Горний, пока не войду в Иерусалим земной». Апокрифич. источники (1-я Книга Еноха, Варух) обещают, что в будущем Храм небесный и Вышний Иерусалим переместятся на землю, на место Храма земного и Иерусалима тленного.
По мнению каббалистов (см. Каббала), окончание двойств. числа в слове «Иерушалайим» указывает на существование двух Иерусалимов – земного и во всём соответствующего ему небесного. Когда благословен Иерусалим, он питает добром весь мир. Осн. иудейские святыни Иерусалима – Храмовая гора, Гробница Давида, Стена Плача.
Начало христианской истории Иерусалима было положено связанными с этим городом проповедью, страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа. Согласно преданию, первым епископом Иерусалима был Иаков Праведный, ему наследовал его родной брат Симон. Ок. 49–50 н. э. в Иерусалиме состоялся первый в истории Церкви т. н. Апостольский собор. К нач. 2 в. город уже имел длительную традицию епископского преемства. До 5 в. Иерусалимская кафедра подчинялась Кесарийской, но на Халкидонском соборе (см. Вселенские соборы) получила статус патриархата (см. также Иерусалимская православная церковь).
Помимо резиденции православного патриарха Иерусалимского, в Иерусалиме также находятся резиденции патриарха Армянского и католич. патриарха Мелькитского, который добавляет к своему титулу звание патриарха Иерусалимского. Город является центром Римско-католич. митрополии (патриархата; учреждён в 1099, после взятия Иерусалима крестоносцами; восстановлен с центром в Иерусалиме в 1847; в 1889 был признан Османской империей; в 1987 впервые состоялось избрание патриарха из католиков-арабов; в юрисдикции патриархата – 65 католич. приходов лат. обряда в Палестине и Израиле). На Руси традиция паломничества в Святой Град восходит к 11–12 вв. В 1847 в Иерусалиме была официально открыта Рус. духовная миссия (под юрисдикцией рус. Церкви – до нач. 1920-х гг.; возвращена Моск. патриархату в 1948), во главе которой встал архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский). В дело развития миссии большой вклад внесли архимандриты Кирилл (Наумов), Леонид (Кавелин), Антонин (Капустин) (см. также Палестинское православное общество).
Наиболее почитаемыми христианскими святынями Иерусалима являются Храм Гроба Господня на горе Голгофа, остановки т. н. Via Dolorosa – Скорбного пути, представляющего собой реконструированный в католич. традиции путь Иисуса Христа на Голгофу, и др.
Веками христианские паломники стремятся в Иерусалим, чтобы пройти по стопам Господа, однако Иерусалим для христиан гл. обр. имеет не столько пространственно-временно́е, сколько духовно-мистическое измерение. Уже в Новом Завете Иерусалим назван «небесным» (Евр. 12:22) и является символом всех верных Богу. «Небесный», «горний» Иерусалим символизирует в христианской традиции Царство Божие, которого взыскует всякий верующий, и, таким образом, паломничество в Иерусалим приобретает новый, сакральный смысл – покаяния, восхождения к Богу. Вход Господень в Иерусалим часто рассматривается как прообраз Его восшествия на Небеса. Несмотря на это, Иерусалим земной и в новозаветные времена остаётся предметом обличения за отступление от Бога; Сам Господь плачет о нём (Мф. 23:37–39), предсказывая падение города и разрушение Храма.
В духовной традиции ислама Иерусалим является третьим по значению, после Мекки и Медины, городом. С ним связаны два ключевых события священного предания ислама: Исра – таинственное ночное перемещение пророка Мухаммеда из Мекки [Аллах «перенёс ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдалённейшую» (Коран 17:1)] и Мирадж – вознесение пророка Мухаммеда. Хотя некоторые мусульм. теологи полагают, что «мечеть отдалённейшая» находится на небе, по общепринятому у мусульман мнению, в этой суре имеется в виду Храмовая гора в Иерусалиме, на которой впоследствии и была воздвигнута мечеть Аль-Акса, являющаяся ныне третьей по духовному значению после мечети Аль-Харам в Мекке (см. также Кааба) и мечети Пророка в Медине. В мечети Аль-Акса хранится камень, на котором, согласно преданию, отпечаталась стопа Иисуса Христа. В 687–691 по заказу халифа Абд аль-Малика в Иерусалиме была возведена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы); внутри неё находится скала, с которой вознёсся пророк Мухаммед; на этой скале стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с неё, по иудейской традиции, началось творение, а также пещера, где Мухаммед ночевал и оставил на камне след от головы и волос из бороды. Мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра ныне являются частью комплекса Харам аш-Шариф (Священный двор).
Предание повествует также о том, что в начале своей проповеди пророк Мухаммед молился, обратившись лицом к Иерусалиму, однако, убедившись в тщетности попыток обратить иудеев в новую веру, предписал поворачиваться во время молитвы лицом к Мекке (Коран 2:136–139). Согласно мусульм. представлениям, сложившимся после завершения Корана, Страшный суд состоится в Иерусалиме и будет длиться тысячелетия. В Иерусалиме находятся также 40 праведников, благодаря благочестию которых на землю ниспосылаются дожди, предотвращается мор и т. п. В Коране Иерусалим и Палестина именуются Святой землёй пророков.
Кроме Храмовой горы, исламская религ. традиция признаёт и некоторые христианские святыни в Иерусалиме, напр. гробницу Марии.