Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕРУСАЛИ́М В МИРОВЫ́Х РЕЛИ́ГИЯХ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 723-724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИЕРУСАЛИ́М В МИРОВЫ́Х РЕЛИ́ГИЯХ. В ду­хов­ной тра­ди­ции ав­раа­ми­че­ских ре­ли­гий (иу­да­из­ма, хри­сти­ан­ст­ва, ис­ла­ма) Ие­ру­са­лим – один из осн. ду­хов­ных цен­тров, где со­сре­до­то­че­ны важ­ней­шие ре­лиг. свя­ты­ни.

Ие­ру­са­лим стал ре­лиг. цен­тром при ца­ре Да­ви­де, пред­став­ле­ние о веч­ном Ие­ру­са­ли­ме не­раз­рыв­но свя­за­но в Биб­лии с Бо­жи­им обе­то­ва­ни­ем Да­ви­ду о не­ко­ле­би­мо­сти его до­ма (2 Цар. 7). В го­ды цар­ст­во­ва­ния ца­ря Со­ло­мо­на ста­тус Ие­ру­са­ли­ма как един­ст­вен­но­го куль­то­во­го цен­тра иу­да­из­ма был ут­верж­дён со­ору­же­ни­ем Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма. Исайя ви­дел Ие­ру­са­лим «го­ро­дом прав­ды», в ко­то­ром про­зву­чит сло­во Гос­под­не (Ис. 1:26, 2:3). Про­ро­ки раз­де­ля­ли не­по­ко­ле­би­мую ве­ру в ве­ли­чие Ие­ру­са­ли­ма: так, За­ха­рия ут­вер­жда­ет, что свя­тость го­ро­да-Хра­ма уни­вер­саль­на и бу­дет при­зна­на все­ми на­ро­да­ми (Зах. 14:16–21); Исайя пред­ве­ща­ет, что в «по­след­ние дни» учё­ность, пра­во­су­дие и мир рас­про­стра­нят­ся по всем на­ро­дам «от Сио­на... и сло­во Гос­под­не – из Ие­ру­са­ли­ма» (Ис. 2:2–3). Ие­ре­мия ве­рит, что Ие­ру­са­лим, раз­ру­шен­ный за­вое­ва­те­ля­ми, бу­дет вос­ста­нов­лен на­веч­но, а ули­цы его бу­дут пол­ны ли­ко­ва­ния (Иер. 31:38–40, 33:10–11). Вме­сте с тем про­ро­ки от­ме­ча­ли тра­гич. про­ти­во­ре­чие меж­ду воз­ло­жен­ной на Ие­ру­са­лим вы­со­кой мис­си­ей быть «вер­ной сто­ли­цей, ис­пол­нен­ной пра­во­су­дия» (Ис. 1:21) и пе­ре­жи­вае­мым им ду­хов­но-нрав­ст­вен­ным упад­ком.

Га­ла­ха по­ста­нов­ля­ет, что свя­тость Ие­ру­са­ли­ма веч­на, и по­то­му ряд свя­зан­ных с го­ро­дом за­ко­нов ос­та­ёт­ся в си­ле и по­сле его раз­ру­ше­ния. Так, мо­ля­щий­ся вне Ие­ру­са­ли­ма дол­жен об­ра­щать­ся к не­му ли­цом, а мо­ля­щий­ся в нём – к Хра­мо­вой го­ре; со­хра­ня­ет­ся обя­зан­ность па­лом­ни­че­ст­ва в Ие­ру­са­лим. В иу­дей­ской ли­тур­гич. по­эзии Ие­ру­са­лим вы­сту­па­ет как сим­вол слав­но­го про­шло­го Из­раи­ля и на­де­ж­ды на бу­ду­щее, свя­зан­ной с Гор­ним Ие­ру­са­ли­мом. Ага­да рас­смат­ри­ва­ет Ие­ру­са­лим как центр ми­ра и его на­чаль­ный пункт: в цен­тре ми­ра на­хо­дит­ся Из­ра­иль, в цен­тре Из­раи­ля – Ие­ру­са­лим, в цен­тре Ие­ру­са­ли­ма – Ие­ру­са­лим­ский храм, в цен­тре Хра­ма – Ков­чег За­ве­та, пе­ред ним же на­хо­дит­ся крае­уголь­ный ка­мень ми­ро­зда­ния. В Ага­де име­ет­ся пред­став­ле­ние о Гор­нем Ие­ру­са­ли­ме – иде­аль­ном Ие­ру­са­ли­ме, су­ще­ст­вую­щем в не­бе­сах и не­раз­рыв­но свя­зан­ном с Ие­ру­са­ли­мом зем­ным. Со­глас­но од­но­му из ага­ди­че­ских ска­за­ний, Гос­подь по­клял­ся: «Не вой­ду Я в Ие­ру­са­лим Гор­ний, по­ка не вой­ду в Ие­ру­са­лим зем­ной». Апок­ри­фич. ис­точ­ни­ки (1-я Кни­га Ено­ха, Ва­рух) обе­ща­ют, что в бу­ду­щем Храм не­бес­ный и Выш­ний Ие­ру­са­лим пе­ре­мес­тят­ся на зем­лю, на ме­сто Хра­ма зем­но­го и Ие­ру­са­ли­ма тлен­но­го.

По мне­нию каб­ба­ли­стов (см. Каб­ба­ла), окон­ча­ние двойств. чис­ла в сло­ве «Ие­ру­ша­лай­им» ука­зы­ва­ет на су­ще­ст­во­ва­ние двух Ие­ру­са­ли­мов – зем­но­го и во всём со­от­вет­ст­вую­ще­го ему не­бес­но­го. Ко­гда бла­го­сло­вен Ие­ру­са­лим, он пи­та­ет доб­ром весь мир. Осн. иу­дей­ские свя­ты­ни Ие­ру­са­ли­ма – Хра­мо­вая го­ра, Гроб­ни­ца Да­ви­да, Сте­на Пла­ча.

На­ча­ло хри­сти­ан­ской ис­то­рии Ие­ру­са­ли­ма бы­ло по­ло­же­но свя­зан­ны­ми с этим го­ро­дом про­по­ве­дью, стра­да­ния­ми, смер­тью и вос­кре­се­ни­ем Ии­су­са Хри­ста. Со­глас­но пре­да­нию, пер­вым епи­ско­пом Ие­ру­са­ли­ма был Иа­ков Пра­вед­ный, ему на­сле­до­вал его род­ной брат Си­мон. Ок. 49–50 н. э. в Ие­ру­са­ли­ме со­сто­ял­ся пер­вый в ис­то­рии Церк­ви т. н. Апо­столь­ский со­бор. К нач. 2 в. го­род уже имел дли­тель­ную тра­ди­цию епи­скоп­ско­го пре­ем­ст­ва. До 5 в. Ие­ру­са­лим­ская ка­фед­ра под­чи­ня­лась Ке­са­рий­ской, но на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (см. Все­лен­ские со­бо­ры) по­лу­чи­ла ста­тус пат­ри­ар­ха­та (см. так­же Ие­ру­са­лим­ская пра­во­слав­ная цер­ковь).

По­ми­мо ре­зи­ден­ции пра­во­слав­но­го пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го, в Ие­ру­са­ли­ме так­же на­хо­дят­ся ре­зи­ден­ции пат­ри­ар­ха Ар­мян­ско­го и ка­то­лич. пат­ри­ар­ха Мель­кит­ско­го, ко­то­рый до­бав­ля­ет к сво­ему ти­ту­лу зва­ние пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го. Го­род яв­ля­ет­ся цен­тром Рим­ско-ка­то­лич. ми­тро­по­лии (пат­ри­ар­ха­та; уч­ре­ж­дён в 1099, по­сле взя­тия Ие­ру­са­ли­ма кре­сто­нос­ца­ми; вос­ста­нов­лен с цен­тром в Ие­ру­са­ли­ме в 1847; в 1889 был при­знан Ос­ман­ской им­пе­ри­ей; в 1987 впер­вые со­стоя­лось из­бра­ние пат­ри­ар­ха из ка­то­ли­ков-ара­бов; в юрис­дик­ции пат­ри­ар­ха­та – 65 ка­то­лич. при­хо­дов лат. об­ря­да в Па­ле­сти­не и Из­раи­ле). На Ру­си тра­ди­ция па­лом­ни­че­ст­ва в Свя­той Град вос­хо­дит к 11–12 вв. В 1847 в Ие­ру­са­ли­ме бы­ла офи­ци­аль­но от­кры­та Рус. ду­хов­ная мис­сия (под юрис­дик­ци­ей рус. Церк­ви – до нач. 1920-х гг.; воз­вра­ще­на Моск. пат­ри­ар­ха­ту в 1948), во гла­ве ко­то­рой встал ар­хи­ман­д­рит (впо­след­ст­вии епи­скоп) Пор­фи­рий (Ус­пен­ский). В де­ло раз­ви­тия мис­сии боль­шой вклад вне­сли ар­хи­ман­д­ри­ты Ки­рилл (Нау­мов), Ле­о­нид (Ка­ве­лин), Ан­то­нин (Ка­пус­тин) (см. так­же Па­ле­стин­ское пра­во­слав­ное об­ще­ст­во).

Наи­бо­лее по­чи­тае­мы­ми хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми Ие­ру­са­ли­ма яв­ля­ют­ся Храм Гро­ба Гос­под­ня на го­ре Гол­го­фа, ос­та­нов­ки т. н. Via Dolorosa – Скорб­но­го пу­ти, пред­став­ляю­ще­го со­бой ре­кон­ст­руи­ро­ван­ный в ка­то­лич. тра­ди­ции путь Ии­су­са Хри­ста на Гол­го­фу, и др.

Ве­ка­ми хри­сти­ан­ские па­лом­ни­ки стре­мят­ся в Ие­ру­са­лим, что­бы прой­ти по сто­пам Гос­по­да, од­на­ко Ие­ру­са­лим для хри­сти­ан гл. обр. име­ет не столь­ко про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но́е, сколь­ко ду­хов­но-мис­ти­че­ское из­ме­ре­ние. Уже в Но­вом За­ве­те Ие­ру­са­лим на­зван «не­бес­ным» (Евр. 12:22) и яв­ля­ет­ся сим­во­лом всех вер­ных Бо­гу. «Не­бес­ный», «гор­ний» Ие­ру­са­лим сим­во­ли­зи­ру­ет в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Цар­ст­во Бо­жие, ко­то­ро­го взы­ску­ет вся­кий ве­рую­щий, и, та­ким об­ра­зом, па­лом­ни­че­ст­во в Ие­ру­са­лим при­об­ре­та­ет но­вый, са­краль­ный смысл – по­кая­ния, вос­хо­ж­де­ния к Бо­гу. Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим час­то рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­об­раз Его вос­ше­ст­вия на Не­бе­са. Не­смот­ря на это, Ие­ру­са­лим зем­ной и в но­во­за­вет­ные вре­ме­на ос­та­ёт­ся пред­ме­том об­ли­че­ния за от­сту­п­ле­ние от Бо­га; Сам Гос­подь пла­чет о нём (Мф. 23:37–39), пред­ска­зы­вая па­де­ние го­ро­да и раз­ру­ше­ние Хра­ма.

В ду­хов­ной тра­ди­ции ис­ла­ма Ие­ру­са­лим яв­ля­ет­ся треть­им по зна­че­нию, по­сле Мек­ки и Ме­ди­ны, го­ро­дом. С ним свя­за­ны два клю­че­вых со­бы­тия свя­щен­но­го пре­да­ния ис­ла­ма: Ис­ра – та­ин­ст­вен­ное ноч­ное пе­ре­ме­ще­ние про­ро­ка Му­хам­ме­да из Мек­ки [Ал­лах «пе­ре­нёс но­чью Сво­его ра­ба из ме­че­ти не­при­кос­но­вен­ной в ме­четь от­да­лён­ней­шую» (Ко­ран 17:1)] и Ми­радж – воз­не­се­ние про­ро­ка Му­хам­ме­да. Хо­тя не­ко­то­рые му­сульм. тео­ло­ги по­ла­га­ют, что «ме­четь от­да­лён­ней­шая» на­хо­дит­ся на не­бе, по об­ще­при­ня­то­му у му­суль­ман мне­нию, в этой су­ре име­ет­ся в ви­ду Хра­мо­вая го­ра в Ие­ру­са­ли­ме, на ко­то­рой впо­след­ст­вии и бы­ла воз­двиг­ну­та ме­четь Аль-Ак­са, яв­ляю­щая­ся ны­не треть­ей по ду­хов­но­му зна­че­нию по­сле ме­че­ти Аль-Ха­рам в Мек­ке (см. так­же Каа­ба) и ме­че­ти Про­ро­ка в Ме­ди­не. В ме­че­ти Аль-Ак­са хра­нит­ся ка­мень, на ко­то­ром, со­глас­но пре­да­нию, от­пе­ча­та­лась сто­па Ии­су­са Хри­ста. В 687–691 по за­ка­зу ха­ли­фа Абд аль-Ма­ли­ка в Ие­ру­са­ли­ме бы­ла воз­ве­де­на ме­четь Куб­бат ас-Сах­ра (Ку­пол ска­лы); внут­ри неё на­хо­дит­ся ска­ла, с ко­то­рой воз­нёс­ся про­рок Му­хам­мед; на этой ска­ле сто­ял Ков­чег За­ве­та во вре­ме­на Пер­во­го Хра­ма и с неё, по иудей­ской тра­ди­ции, на­ча­лось тво­ре­ние, а так­же пе­ще­ра, где Му­хам­мед но­че­вал и ос­та­вил на кам­не след от го­ло­вы и во­лос из бо­ро­ды. Ме­че­ти Аль-Ак­са и Куб­бат ас-Сах­ра ны­не яв­ля­ют­ся ча­стью ком­плек­са Ха­рам аш-Ша­риф (Свя­щен­ный двор).

Пре­да­ние по­ве­ст­ву­ет так­же о том, что в на­ча­ле сво­ей про­по­ве­ди про­рок Му­хам­мед мо­лил­ся, об­ра­тив­шись ли­цом к Ие­ру­са­ли­му, од­на­ко, убе­див­шись в тщет­но­сти по­пы­ток об­ра­тить иу­де­ев в но­вую ве­ру, пред­пи­сал по­во­ра­чи­вать­ся во вре­мя мо­лит­вы ли­цом к Мек­ке (Ко­ран 2:136–139). Со­глас­но му­сульм. пред­став­ле­ни­ям, сло­жив­шим­ся по­сле за­вер­ше­ния Ко­ра­на, Страш­ный суд со­сто­ит­ся в Ие­ру­са­ли­ме и бу­дет длить­ся ты­ся­че­ле­тия. В Ие­ру­са­ли­ме на­хо­дят­ся так­же 40 пра­вед­ни­ков, бла­го­да­ря бла­го­чес­тию ко­то­рых на зем­лю ни­спо­сы­ла­ют­ся до­ж­ди, пре­дот­вра­ща­ет­ся мор и т. п. В Ко­ра­не Ие­ру­са­лим и Па­ле­сти­на име­ну­ют­ся Свя­той зем­лёй про­ро­ков.

Кро­ме Хра­мо­вой го­ры, ис­лам­ская ре­лиг. тра­ди­ция при­зна­ёт и не­ко­то­рые хри­сти­ан­ские свя­ты­ни в Ие­ру­са­ли­ме, напр. гроб­ни­цу Ма­рии.

Лит.: Но­сен­ко Т. В. Иеру­са­лим. Три ре­ли­гии. Три ми­ра. М., 2006.

Вернуться к началу