ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление исследований на стыке психологии с историч. науками, изучающее психологию людей разл. историч. эпох, а также изменения психики и личности человека в процессе истории. И. п. пользуется методами историч. наук, что позволило ряду авторов (В. Дильтей, Р. Коллингвуд, Э. Шпрангер и др.) считать И. п. гуманитарной альтернативой всей эксперим. психологии.
Термин «И. п.» появился в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вундта, который включил лабораторное изучение элементарных психич. процессов и интерпретацию продуктов культуры («психология народов») в состав двуединой науки о человеческом опыте. И. п. он называл венчающее психологию народов рассмотрение ступеней всемирно-историч. процесса. Напротив, В. Дильтей постулировал существование двух отд. психологич. наук: объяснительной (естественно-научной) и описательной (гуманитарной), опирающейся на методы герменевтики в истолковании воплощений душевных переживаний в произведениях духовной культуры. Дильтеевская концепция психологии как историч. науки была продолжена понимающей психологией Э. Шпрангера.
После 1-й мировой войны развитие И. п. осуществлялось в русле историч. наук, психоанализа и культурно-исторической психологии. История ментальностей, возникшая в 1920–30-х гг. во Франции, создала новую область исследований прошлого (история повседневности, быта, семейных и групповых отношений, обыденного мировосприятия, отношения к смерти и др.). Понимание истории как познания человека прошлого привело основоположников истории ментальностей (М. Блок, Л. Февр) к теоретич. заимствованиям у психологии, позднее – у этнологии, семиотики, социологии и др., что обусловило движение от И. п. к проекту историч. антропологии.
Л. С. Выготский и его ученики, руководствовавшиеся принципом историзма при рассмотрении индивидуальной психики человека, привлекали историч. материал (отчасти опираясь и на этнопсихологию) для формулирования гипотез о социокультурном формировании психики, которые проверялись в эксперим. исследованиях развития детской психики.
Психоаналитич. работы по истории (в частности, возникшая в 1960-х гг. в США психоистория), рассматривающие происхождение и проявление глубинных бессознат. структур психики в истории, построены на аналогиях с психотерапевтич. практикой и истолковании символов у З. Фрейда и К. Г. Юнга.
В кон. 20 – нач. 21 вв. термин «И. п.» начинает выходить из употребления под влиянием постмодернизма (Ж. Деррида и др.), критикующего возможность объективного познания человека прошлого «как он есть», и постструктурализма М. Фуко, труды которого становятся фундаментом нового психолого-историч. синтеза, в котором сама И. п. рассматривается как часть социополитич. комплекса (Н. Роуз).