ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ (от лат. civilis – гражданский, государственный), исторически наиболее развитая форма социального общежития. Понятие возникло в эпоху Просвещения и связывалось гл. обр. с представлением о постепенном накоплении знаний, приводящем к торжеству разума. Его первое печатное употребление обычно приписывают В. Р. Мирабо, который в филос. трактате «Друг человечества» (1756) увидел смысл Ц. в создании основ и форм добродетели. А. Фергюсон отмечал этапы развития человечества, прошедшего на пути к Ц. стадии «дикости» и «варварства». И. Г. Гердер связал понятие Ц. с развитием культуры, утверждая при этом, что Ц. возникла раньше на Востоке, а не на Западе. М. Ж. Кондорсе, выделив 10 этапов в истории человечества, 9-м этапом считал совр. общество, а 10-м – грядущее «царство разума» («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). Особняком в ряду просветителей стоял Ж. Ж. Руссо, который полагал, что Ц. оторвала человека от природы, привела к утверждению в нём собственнических качеств. Представление о стадиальном характере развития Ц. опиралось на хронологич. принцип: древность, Средневековье, современность. Основоположники марксизма связывали это с последоват. сменой обществ.-экономич. формаций, зависевших от уровня развития производит. сил.
С сер. 19 в. слово «Ц.» всё чаще стало употребляться во множеств. числе, когда во главу угла ставились разл. признаки: природно-географические, этнические, конфессиональные, культурно-антропологические и т. д. Понятие Ц. стало также связываться с историей отд. стран и народов (французская Ц., британская Ц. и др.). Н. Я. Данилевский выделил славянскую Ц. как отд. культурно-историч. тип. Близкие идеи развивали в своих работах К. Н. Леонтьев и затем теоретики евразийства (Н. С. Трубецкой и др.). Наиболее глубоко исследовал и классифицировал «локальные Ц.» А.Дж. Тойнби, утверждавший, что в своём развитии они проходят независимо друг от друга одни и те же фазы: генезис, рост, надлом и разложение (см. Круговорота исторического теории). Сходное представление о судьбах Ц. отличает и концепцию Л. Н. Гумилёва; согласно ей, основой Ц. является вышедший из состояния субэтноса (субцивилизации) этнос, который в дальнейшем при благоприятных условиях может стать суперэтносом (и, соответственно, основой суперцивилизации).
По-разному решалась проблема соотношения Ц. и культуры: от отождествления этих понятий (Э. Тайлор и др.) до их противопоставления или установления сложной связи между ними (так, О. Шпенглер полагал, что культура в своём развитии перестаёт быть «становящейся» и превращается в «ставшую» и таким образом входит в губительную для неё фазу Ц.).
Теория Ц. активно используется в социологии и политич. науках, в частности в исторической социологии Н. Элиаса (понятие «процесса цивилизации»), в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и др. В обществоведч. и публицистич. лит-ре 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. термин «Ц.» нередко употребляется для обозначения тех или иных ключевых особенностей совр. эпохи (цифровая, атомная, техногенно-потребительская, мужская Ц. и т. д.).