ХА́НТИНГТОН СЭМЮЭЛ ФИЛЛИПС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́НТИНГТОН (Huntington) Сэмюэл Филлипс (18.4.1927, Нью-Йорк – 24.12.2008, Мартас-Винъярд, штат Массачусетс), амер. социолог и политолог, чл. Амер. академии искусств и наук (1965). В 1946 окончил Йельский ун-т, в 1948 – Чикагский ун-т, в 1951 получил степень д-ра политич. наук в Гарвардском ун-те. В 1950–59 преподавал в Гарварде, в 1959–62 проф. Колумбийского ун-та. С 1963 в Гарварде; директор Центра междунар. отношений Гарвардского ун-та (1978–89). Основатель и редактор ж. «Foreign Policy», президент Амер. ассоциации политич. наук (1986–87); основатель и директор Ин-та стратегич. исследований Дж. М. Олина (1989–99), пред. Гарвардской академии междунар. и региональных исследований (1996–2004). В 1977–78 координатор по планированию безопасности в администрации Дж. Картера.
Мировая известность пришла к Х. после публикации работы «Политический порядок в меняющихся обществах» (1968), в которой он подверг ревизии господствующий в теории модернизации взгляд на экономич. и социальный прогресс, ведущий к построению демократич. обществ в освободившихся от колониальной зависимости странах. В 1993 Х. выдвинул идею о том, что источником конфликтов в «новом» мире (периода после «холодной войны») будут не идеологические или экономич. противоречия, а различия цивилизаций по культурным и религ. признакам. Эту идею Х. развил в концепцию «столкновения цивилизаций», разработка которой превратила его в одного из ведущих представителей политич. науки 2-й пол. 20 в.
Х. называл цивилизации «реальностями чрезвычайной продолжительности»; среди населения Земли выделял зап. культуру (цивилизацию), латиноамериканскую, японскую, синскую (китайскую), индуистскую, исламскую, африканскую, православную цивилизации. В цивилизационной модели строения мира Х. ввёл понятие «стержневой страны», которая может выполнять функции по поддержанию порядка только потому, что др. страны воспринимают её как культурного родственника; Х. называл цивилизацию большой семьёй, где стержневые государства являются старшими членами семьи и обеспечивают в ней порядок. Х. полагал, что в условиях мусульм. демографич. роста и азиат. экономич. подъёма конфликты между Западом и цивилизациями-претендентами (мусульманскими и азиатскими) будут иметь в глобальной политике более важное значение, чем др. линии раскола совр. мира.
Значит. место в работах Х. занимала проблема миграции. В истории развития человечества в последние десятилетия 20 в. выделял как важный фактор изменения в демографич. балансе: численный рост одной группы порождает политич., экономич. и социальное давление на др. группы и ведёт к ответному противодействию.