Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́НТИНГТОН СЭМЮЭЛ ФИЛЛИПС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 749

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

ХА́НТИНГТОН (Huntington) Сэ­мю­эл Фил­липс (18.4.1927, Нью-Йорк – 24.12.2008, Мар­тас-Винъ­ярд, штат Мас­са­чу­сетс), амер. со­цио­лог и по­ли­то­лог, чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1965). В 1946 окон­чил Йель­ский ун-т, в 1948 – Чи­кагский ун-т, в 1951 по­лу­чил сте­пень д-ра по­ли­тич. на­ук в Гар­вард­ском ун-те. В 1950–59 пре­по­да­вал в Гар­вар­де, в 1959–62 проф. Ко­лум­бий­ско­го ун-та. С 1963 в Гар­вар­де; ди­рек­тор Цен­тра ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний Гар­вард­ско­го ун-та (1978–89). Ос­но­ва­тель и ре­дак­тор ж. «Foreign Policy», пре­зи­дент Амер. ас­со­циа­ции по­ли­тич. на­ук (1986–87); ос­но­ва­тель и ди­рек­тор Ин-та стра­те­гич. ис­сле­до­ва­ний Дж. М. Оли­на (1989–99), пред. Гар­вард­ской ака­де­мии ме­ж­ду­нар. и ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний (1996–2004). В 1977–78 ко­ор­ди­на­тор по пла­ни­ро­ва­нию безо­пас­но­сти в ад­ми­ни­ст­ра­ции Дж. Кар­те­ра.

Ми­ро­вая из­вест­ность при­шла к Х. по­сле пуб­ли­ка­ции ра­бо­ты «По­ли­ти­че­ский по­ря­док в ме­няю­щих­ся об­ще­ст­вах» (1968), в ко­то­рой он под­верг ре­ви­зии гос­под­ствую­щий в тео­рии мо­дер­ни­за­ции взгляд на эко­но­мич. и со­ци­аль­ный про­гресс, ве­ду­щий к по­строе­нию де­мо­кра­тич. об­ществ в ос­во­бо­див­ших­ся от ко­ло­ни­аль­ной за­ви­си­мо­сти стра­нах. В 1993 Х. вы­дви­нул идею о том, что ис­точ­ни­ком кон­флик­тов в «но­вом» ми­ре (пе­рио­да по­сле «хо­лод­ной вой­ны») бу­дут не идео­ло­ги­че­ские или эко­но­мич. про­ти­во­ре­чия, а раз­ли­чия ци­ви­ли­за­ций по куль­тур­ным и ре­лиг. при­зна­кам. Эту идею Х. раз­вил в кон­цеп­цию «столк­но­ве­ния ци­ви­ли­за­ций», раз­ра­бот­ка ко­то­рой пре­вра­ти­ла его в од­но­го из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей по­ли­тич. нау­ки 2-й пол. 20 в.

Х. на­зы­вал ци­ви­ли­за­ции «ре­аль­но­стя­ми чрез­вы­чай­ной про­дол­жи­тель­но­сти»; сре­ди на­се­ле­ния Зем­ли вы­де­лял зап. куль­ту­ру (ци­ви­ли­за­цию), ла­ти­но­аме­ри­кан­скую, япон­скую, син­скую (ки­тай­скую), ин­дуи­ст­скую, ис­лам­скую, аф­ри­кан­скую, пра­во­слав­ную ци­ви­ли­за­ции. В ци­ви­ли­за­ци­он­ной мо­де­ли строе­ния ми­ра Х. ввёл по­ня­тие «стерж­не­вой стра­ны», ко­то­рая мо­жет вы­пол­нять функ­ции по под­дер­жа­нию по­ряд­ка толь­ко по­то­му, что др. стра­ны вос­при­ни­ма­ют её как куль­тур­но­го род­ст­вен­ни­ка; Х. на­зы­вал ци­ви­ли­за­цию боль­шой семь­ёй, где стерж­не­вые го­су­дар­ст­ва яв­ля­ют­ся стар­ши­ми чле­на­ми се­мьи и обес­пе­чи­ва­ют в ней по­ря­док. Х. по­ла­гал, что в ус­ло­ви­ях му­сульм. де­мо­гра­фич. рос­та и ази­ат. эко­но­мич. подъ­ё­ма кон­флик­ты ме­ж­ду За­па­дом и ци­ви­ли­за­ция­ми-пре­тен­ден­та­ми (му­суль­ман­ски­ми и ази­ат­ски­ми) бу­дут иметь в гло­баль­ной по­ли­ти­ке бо­лее важ­ное зна­че­ние, чем др. ли­нии рас­ко­ла совр. ми­ра.

Зна­чит. ме­сто в ра­бо­тах Х. за­ни­ма­ла про­бле­ма ми­гра­ции. В ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 20 в. вы­де­лял как важ­ный фак­тор из­ме­не­ния в де­мо­гра­фич. ба­лан­се: чис­лен­ный рост од­ной груп­пы по­ро­ж­да­ет по­ли­тич., эко­но­мич. и со­ци­аль­ное дав­ле­ние на др. груп­пы и ве­дёт к от­вет­но­му про­ти­во­дей­ст­вию.

Соч.: American politics: The promise of disharmony. Camb. (Mass.); L., 1981; Тре­тья вол­на: Де­мо­кра­ти­за­ция в кон­це XX ве­ка. М., 2003; По­ли­ти­че­ский по­ря­док в ме­няю­щих­ся об­ще­ст­вах. М., 2004; Кто мы?: Вы­зо­вы аме­ри­кан­ской на­цио­наль­ной иден­тич­но­сти. М., 2008; Столк­но­ве­ние ци­ви­ли­за­ций. М., 2016.

Лит.: Дис­кус­сия во­круг ци­ви­ли­за­ци­он­ной мо­де­ли: С. Хан­тинг­тон от­ве­ча­ет оп­по­нен­там // По­лис. По­ли­ти­че­ские ис­сле­до­ва­ния. 1994. № 1; Huntington’s clash. One of America’s great public intellectuals died on Christmas Eve // The Economist. 2008. Dec 30th; Yester K. S. Huntington // Foreign Policy. 2009. 30 September.

Вернуться к началу