ЦИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИ, пневма (кит. – эфир, атмосфера, газ, воздух; дыхание, дух; нрав, темперамент; энергия, жизненная сила, материя), фундаментальная категория кит. культуры и философии, выражающая идею континуальной, динамич., пространственно-временно́й, витально-энергетич. субстанции и составляющая оппозицию ли-принципу.
Древнейший этимон «облака́» в эпоху Хань трансформировался в иероглиф с исходным значением «пар над варёным рисом», воплотив восторжествовавший тогда принцип «совпадающего единства Неба и человека» (см. Дун Чжуншу). Космологически ци – универсальная субстанция Вселенной; антропологически – связанный с кровообращением животворный наполнитель тела, утончающийся до «семени/души» (цзин) и «духа» (шэнь); психологически – проявление психосоматич. центра, «сердца» (синь), управляемое волей (чжи) и управляющее чувствами (цин). Согласно традиц. мировоззрению, из ци как бесформенного первовещества состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой хаосом (хунь дунь), Великим единым (тай и; «Ле-цзы», 4 в. до н. э.; Ван Су, 3 в.), Великим началом (тай чу; Чэн Сюаньин, 7 в.), Великим пределом (тай цзи), Беспредельным (у цзи) или Великой пустотой (тай сюй; Чжан Цзай). Первыми формами её дифференциации считались инь и ян и «пять элементов» (у син). Филос. категорией термин «ци» стал в 5–4 вв. до н. э. в трактатах «Го юй», «Цзо чжуань», «Гуань-цзы», «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы), «Дао дэ цзин» и др. В одноим. трактате Чжуан-цзы впервые говорится о преобразовании ци в конкретные объекты путём сгущения и разрежения, гилозоистически осмысляемых как жизнь и смерть и связываемых с психоэмоциональной сферой (что позднее Ван Чун выразил классич. сравнением с образованием и таянием льда). В «Си цы чжуани» (см. в ст. «И цзин») выделена порождающе-животворящая функция ци: «семенная ци образует вещи», потому что «мужское и женское [начала] связывают семя». В этой роли, по «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), ци органически объединяется с «семенем/душой» и «духом» как «то, что наполняет всё сущее». В «Хэ Гуань-цзы» (вероятно, 4 в. до н. э.) или у Дун Чжуншу введено понятие «изначальной ци», которая «образует Небо и Землю» и врождённые качества человека. В эпохи Сун – Мин гл. проблемой неоконфуцианства стало выяснение соотношения материалообразующей, динамичной, континуальной, чувственной и внеморальной ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и моральным ли-принципом. В результате знакомства с зап. мыслью Янь Фу (1854–1921) отождествил ци с эфиром, Фэн Юлань – с материей Платона и Аристотеля, а некоторые совр. исследователи (Фэн Ци и др.) сближают ци с понятием поля. Традиц. концепции ци продолжают играть ведущую роль в кит. медицине и боевых искусствах (ушу, кунфу).