Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 325-326

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЦИ, пнев­ма (кит. – эфир, ат­мо­сфе­ра, газ, воз­дух; ды­ха­ние, дух; нрав, тем­пе­ра­мент; энер­гия, жиз­нен­ная си­ла, ма­те­рия), фун­да­мен­таль­ная ка­те­го­рия кит. куль­ту­ры и фи­ло­со­фии, вы­ра­жаю­щая идею кон­ти­нуаль­ной, ди­на­мич., про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но́й, ви­таль­но-энер­ге­тич. суб­стан­ции и со­став­ляю­щая оп­по­зи­цию ли-прин­ци­пу.

Древ­ней­ший эти­мон «об­ла­ка́» в эпо­ху Хань транс­фор­ми­ро­вал­ся в ие­рог­лиф с ис­ход­ным зна­че­ни­ем «пар над ва­рё­ным ри­сом», во­пло­тив вос­тор­же­ст­во­вав­ший то­гда прин­цип «сов­па­даю­ще­го един­ст­ва Не­ба и че­ло­ве­ка» (см. Дун Чжун­шу). Кос­мо­ло­ги­че­ски ци – уни­вер­саль­ная суб­стан­ция Все­лен­ной; ан­тро­по­ло­ги­че­ски – свя­зан­ный с кро­во­об­ра­ще­ни­ем жи­во­твор­ный на­пол­ни­тель те­ла, утон­чаю­щий­ся до «се­ме­ни/ду­ши» (цзин) и «ду­ха» (шэнь); пси­хо­ло­ги­че­ски – про­яв­ле­ние пси­хо­со­ма­тич. цен­тра, «серд­ца» (синь), управ­ляе­мое во­лей (чжи) и управ­ляю­щее чув­ст­ва­ми (цин). Со­глас­но тра­диц. ми­ро­воз­зре­нию, из ци как бес­фор­мен­но­го пер­во­ве­ще­ст­ва со­стоя­ла Все­лен­ная в ис­ход­ной фа­зе сво­его раз­ви­тия, на­зы­вае­мой хао­сом (хунь дунь), Ве­ли­ким еди­ным (тай и; «Ле-цзы», 4 в. до н. э.; Ван Су, 3 в.), Ве­ли­ким на­ча­лом (тай чу; Чэн Сю­ань­ин, 7 в.), Ве­ли­ким пре­де­лом (тай цзи), Бес­пре­дель­ным (у цзи) или Ве­ли­кой пус­то­той (тай сюй; Чжан Цзай). Пер­вы­ми фор­ма­ми её диф­фе­рен­циа­ции счи­та­лись инь и ян и «пять эле­мен­тов» (у син). Фи­лос. ка­те­го­ри­ей тер­мин «ци» стал в 5–4 вв. до н. э. в трак­та­тах «Го юй», «Цзо чжу­ань», «Гу­ань-цзы», «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы), «Дао дэ цзин» и др. В од­но­им. трак­та­те Чжу­ан-цзы впер­вые го­во­рит­ся о пре­об­ра­зо­ва­нии ци в кон­крет­ные объ­ек­ты пу­тём сгу­ще­ния и раз­ре­же­ния, ги­ло­зои­сти­че­ски ос­мыс­ляе­мых как жизнь и смерть и свя­зы­вае­мых с пси­хо­эмо­цио­наль­ной сфе­рой (что позд­нее Ван Чун вы­ра­зил клас­сич. срав­не­ни­ем с об­ра­зо­ва­ни­ем и тая­ни­ем льда). В «Си цы чжуа­ни» (см. в ст. «И цзин») вы­де­ле­на по­ро­ж­даю­ще-жи­во­тво­ря­щая функ­ция ци: «се­мен­ная ци об­ра­зу­ет ве­щи», по­то­му что «муж­ское и жен­ское [на­ча­ла] свя­зы­ва­ют се­мя». В этой ро­ли, по «Ху­ай­нань-цзы» (2 в. до н. э.), ци ор­га­ни­че­ски объ­е­ди­ня­ет­ся с «се­ме­нем/ду­шой» и «ду­хом» как «то, что на­пол­ня­ет всё су­щее». В «Хэ Гу­ань-цзы» (ве­ро­ят­но, 4 в. до н. э.) или у Дун Чжун­шу вве­де­но по­ня­тие «из­на­чаль­ной ци», ко­то­рая «об­ра­зу­ет Не­бо и Зем­лю» и вро­ж­дён­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка. В эпо­хи Сун – Мин гл. про­бле­мой не­окон­фу­ци­ан­ст­ва ста­ло вы­яс­не­ние со­от­но­ше­ния ма­те­риа­ло­об­ра­зую­щей, ди­на­мич­ной, кон­ти­ну­аль­ной, чув­ст­вен­ной и вне­мо­раль­ной ци со струк­ту­ро­об­ра­зую­щим, дис­крет­ным, ста­тич­ным, ра­цио­наль­ным и мо­раль­ным ли-прин­ци­пом. В ре­зуль­та­те зна­ком­ст­ва с зап. мыс­лью Янь Фу (1854–1921) ото­жде­ст­вил ци с эфи­ром, Фэн Юлань – с ма­те­ри­ей Пла­то­на и Ари­сто­те­ля, а не­ко­то­рые совр. ис­сле­до­ва­те­ли (Фэн Ци и др.) сбли­жа­ют ци с по­ня­ти­ем по­ля. Тра­диц. кон­цеп­ции ци про­дол­жа­ют иг­рать ве­ду­щую роль в кит. ме­ди­ци­не и бое­вых ис­кус­ст­вах (ушу, кун­фу).

Лит.: Ли­се­вич И. С. Ли­те­ра­тур­ная мысль Ки­тая на ру­бе­же древ­но­сти и сред­них ве­ков. М., 1979; Hatton R. A. Comparison of Ch’i and prime matter // Philosophy East and West. 1982. Vol. 32. № 2; Libbrecht U. Prâna-Pneuma-Ch’i? // Thought and law in Qin and Han China. Leiden, 1990; Ho Peng Yoke. Li, qi, and shu: An introduction to science and civi­lization in China. Mineola, 2000; Коб­зев А. И. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002; Пор­керт М. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­ва­ния ки­тай­ской ме­ди­ци­ны: Сис­те­мы со­от­вет­ст­вия. М., 2006.

Вернуться к началу