ВАН ЧУН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь) [27, у. Шанъюй обл. Куайцзи (Гуйцзи; ныне пров. Чжэцзян) – ок. 100], кит. философ-энциклопедист. Родился в бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу). Был мелким чиновником. Умер в нищете. Биография включена в династийную историю «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней Хань», кон. 5 в., гл. 79). Единственное сохранившееся соч. – «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») – построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих филос. взглядов.
Значение философии В. Ч. состоит не столько в создании оригинального учения, не принадлежащего ни к одной из гл. школ и традиционно относимого к разряду «цза цзя» («эклектика, энциклопедизм»), сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемич. антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирич. данным обыденной жизни и естеств. наук (особенно астрономии и медицины). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка – «небесного дао» в категориях спонтанной «естественности» и «недеяния») и иньян цзя (универсальный дуализм сил инь и ян в духе воззрений, представленных в «И цзине»). Этико-социальные взгляды В. Ч. сложились под воздействием конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «индивидуальную природу» – син и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности» – ли и «музыки») и легизма (признание законов – фа в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абсолютного приоритета «древности» перед современностью). Гл. объектами критики В. Ч. были школа Дун Чжуншу и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологич. концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов В. Ч. утверждал спонтанность естеств. порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врождённо «предопределённую» (мин) неизбежность, отделяя от неё понятие этич. воздаяния. Единство мира, по В. Ч., обусловлено универсальной динамичной субстанцией – «изначальной пневмой» (юань ци), которая представляет собой «семенную (цзин) утончённость Неба и земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью её чистоты и густоты. Для опровержения религ. представлений о духах и достижении бессмертия В. Ч. использовал аналогию между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лёд и таянием воды, ставшую популярной в кит. философии. В человеке «пневма» (ци) воплощается как несущая в себе неизменное предопределение «индивидуальная природа». В. Ч. синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн-цзы, Сюнь-цзы и Ян Сюна) на «природу» человека, считая её «доброй» (шань) у людей «выше среднего» уровня интеллектуальных и моральных качеств, «злой» у людей «ниже среднего» уровня, доброй и злой у «средних» людей, но отрицал, что «врождённое знание» является фактором, определяющим различие типов людей. Следуя концепции всеобщих трансформаций «И цзина», В. Ч. трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства «культуры» (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.