Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН ЧУН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 590-591

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ВАН ЧУН (Ван Чжун­жэнь) [27, у. Шанъ­юй обл. Ку­ай­цзи (Гуй­цзи; ны­не пров. Чжэ­цзян) – ок. 100], кит. фи­ло­соф-эн­цик­ло­пе­дист. Ро­дил­ся в бед­ной се­мье, учил­ся в сто­лич­ной Выс­шей шко­ле (Тай­сюэ) в Лоя­не и у Бань Бяо (от­ца Бань Гу). Был мел­ким чи­нов­ни­ком. Умер в ни­ще­те. Био­гра­фия вклю­че­на в ди­на­стий­ную ис­то­рию «Хоу Хань шу» («Кни­га о Позд­ней Хань», кон. 5 в., гл. 79). Един­ст­вен­ное со­хра­нив­шее­ся соч. – «Лунь хэн» («Взве­ши­ва­ние рас­су­ж­де­ний») – по­строе­но на со­пос­тав­ле­нии («взве­ши­ва­нии») кон­ку­ри­рую­щих фи­лос. взгля­дов.

Зна­че­ние философии В. Ч. со­сто­ит не столь­ко в соз­да­нии ори­ги­наль­но­го уче­ния, не при­над­ле­жа­ще­го ни к од­ной из гл. школ и тра­ди­ци­он­но от­но­си­мо­го к раз­ря­ду «цза цзя» («эк­лек­ти­ка, эн­цик­ло­пе­дизм»), сколь­ко в вы­ра­бот­ке сти­ля фи­ло­соф­ст­во­ва­ния, от­ли­чаю­ще­го­ся ду­хом не­за­ви­си­мой кри­ти­ки и по­ле­мич. ан­ти­ав­то­ри­та­риз­ма, а так­же по­сто­ян­ной апел­ля­ци­ей к эм­пи­рич. дан­ным обы­денной жиз­ни и ес­теств. на­ук (осо­бен­но ас­тро­но­мии и ме­ди­ци­ны). В его на­тур­фи­ло­со­фии про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние дао­сиз­ма (трак­тов­ка ми­ро­по­ряд­ка – «не­бес­но­го дао» в ка­те­го­ри­ях спон­тан­ной «ес­те­ст­вен­но­сти» и «не­дея­ния») и инь­ян цзя (уни­вер­саль­ный дуа­лизм сил инь и ян в ду­хе воз­зре­ний, пред­став­лен­ных в «И цзи­не»). Эти­ко-со­ци­аль­ные взгля­ды В. Ч. сло­жи­лись под воз­дей­ст­ви­ем кон­фу­ци­ан­ст­ва (идео­ло­гия стро­го иерар­хи­зи­ро­ван­но­го об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, ре­гу­ли­рую­ще­го «ин­ди­ви­ду­аль­ную при­ро­ду» – син и чув­ст­ва лю­дей с по­мо­щью эти­ко-ри­ту­аль­ной «бла­го­при­стой­но­сти» – ли и «му­зы­ки») и ле­гиз­ма (при­зна­ние за­ко­нов – фа в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го до­пол­не­ния к «бла­го­при­стой­но­сти» и от­каз от прин­ци­па аб­со­лют­но­го при­ори­те­та «древ­но­сти» пе­ред со­вре­мен­но­стью). Гл. объ­ек­та­ми кри­ти­ки В. Ч. бы­ли шко­ла Дун Чжун­шу и ора­ку­ло-апок­ри­фи­че­ские со­чи­не­ния (чэнь вэй). В по­ле­ми­ке с их те­лео­ло­гич. кон­цеп­ци­ей во­ле­вой дея­тель­но­сти Не­ба (тянь) и воз­мож­но­сти об­рат­но­го воз­дей­ст­вия че­ло­ве­ка на ход при­род­ных про­цес­сов В. Ч. ут­вер­ждал спон­тан­ность ес­теств. по­ряд­ка ве­щей, что при­ве­ло его к при­зна­нию пол­ной де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния чис­то при­род­ны­ми фак­то­ра­ми. Судь­бу он трак­то­вал как вро­ж­дён­но «пре­до­пре­де­лён­ную» (мин) не­из­беж­ность, от­де­ляя от неё по­ня­тие этич. воз­дая­ния. Един­ст­во ми­ра, по В. Ч., обу­слов­ле­но уни­вер­саль­ной ди­на­мич­ной суб­стан­ци­ей – «из­на­чаль­ной пнев­мой» (юань ци), ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой «се­мен­ную (цзин) утон­чён­ность Не­ба и зем­ли» и ле­жит в ос­но­ве са­мо­за­ро­ж­де­ния всех ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных яв­ле­ний, раз­ли­чаю­щих­ся сте­пе­нью её чис­то­ты и гус­то­ты. Для оп­ро­вер­же­ния ре­лиг. пред­став­ле­ний о ду­хах и дос­ти­же­нии бес­смер­тия В. Ч. ис­поль­зо­вал ана­ло­гию ме­ж­ду сгу­ще­ни­ем и рас­сея­ни­ем пнев­мо­об­ра­зо­ва­ний (ве­щей и лю­дей) и пре­вра­ще­ни­ем в лёд и тая­ни­ем во­ды, став­шую по­пу­ляр­ной в кит. фи­ло­со­фии. В че­ло­ве­ке «пнев­ма» (ци) во­пло­ща­ет­ся как не­су­щая в се­бе не­из­мен­ное пре­до­пре­де­ле­ние «ин­ди­ви­ду­аль­ная при­ро­да». В. Ч. син­те­зи­ро­вал взгля­ды пред­ше­ст­вую­щих кон­фу­ци­ан­цев (Мэн-цзы, Сюнь-цзы и Ян Сю­на) на «при­ро­ду» че­ло­ве­ка, счи­тая её «доб­рой» (шань) у лю­дей «вы­ше сред­не­го» уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­ных и мо­раль­ных ка­честв, «злой» у лю­дей «ни­же сред­не­го» уров­ня, доб­рой и злой у «сред­них» лю­дей, но от­ри­цал, что «вро­ж­дённое зна­ние» яв­ля­ет­ся фак­то­ром, опре­де­ляю­щим раз­ли­чие ти­пов лю­дей. Сле­дуя кон­цеп­ции все­об­щих транс­фор­ма­ций «И цзи­на», В. Ч. трак­то­вал ис­то­рию че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва как цик­ли­че­скую сме­ну гос­под­ства «куль­ту­ры» (вэнь) и сму­ты, не за­ви­ся­щую от ка­честв пра­ви­те­ля.

Соч.: Лунь хэн цзяо ши / Сост. Ху­ан Ху­эй. Пе­кин, 1990. Т. 1–4; Лунь хэн // Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­со­фия. Эпо­ха Хань. М., 1990.

Лит.: Пет­ров АА. Ван Чун – древ­не­ки­тай­ский ма­те­риа­лист и про­све­ти­тель. М., 1954; Zufferey N. Wang Chong (27–97?): connais­sance, politique et vérité en Chine ancienne. Berne; N. Y., 1995.

Вернуться к началу