ДУН ЧЖУНШУ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУН ЧЖУНШУ́ (190 или 179 до н. э., Гуанчуань, ныне у. Хэншуй пров. Хэбэй – 120 или 104 до н. э.), кит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер гос. идеологии; один из лидеров «школы канонов в современных знаках». Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах гос. экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэцзюй) – важнейшему социально-идеологич. институту кит. гос-ва вплоть до нач. 20 в. Преподавал в имп. Высшей школе, был учителем основоположника кит. историографии Сыма Цяня. Идейное наследие Д. Ч. представлено собранием 82 филос. и социально-политич. эссе, названным его составителями «Чунь цю фань лу» («Обильные росы/самоцветы [смыслов] "Вёсен и осеней"», нем. пер. 6 первых глав – Р. Гасманн, 1988), а также включёнными в посвящённую Д. Ч. гл. 56 «Книги [об эпохе] Хань» («Хань шу») тремя докладами о небе и человеке («Тянь жэнь сань цэ»).
Д. Ч. создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и иньян цзя. По Д. Ч., всё в мире происходит из «первоначала» (юань), аналогичного «великому пределу» (тай цзи), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последоват. возобладании противоположных сил инь и ян и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син). Впервые в кит. философии двоичная и пятеричная классификационные схемы – инь и ян, у син – были сведены Д. Ч. в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет небо и землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он – микрокосм, всецело аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. Мо цзя), Д. Ч. наделял Небо (тянь) «духом» и «волей», которые оно, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «индивидуальной природы» человека, Д. Ч. выдвинул три новые идеи: 1) подчиняясь универсальному дуализму сил инь и ян, человеческая «природа» делится на добротворную (ян) природу и злотворную (инь) чувственность (цин); 2) «добро» (шань) как атрибут человеческой «природы» имеет относительный характер: человеческая «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних – иная, нежели у «ничтожных»; 3) «добро» потенциально присуще человеческой «природе», которая от рождения обладает «добрым началом»: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро – рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Д. Ч. с Конфуцием, оценка её как потенциально «доброй» – с Мэн-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке – с Сюнь-цзы. В последнем пункте Д. Ч. соглашался со своими политич. противниками – легистами (см. Легизм), одобряя их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.
Д. Ч. признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Д. Ч. представлял как циклич. процесс, состоящий из трёх этапов («династий»), символизируемых цветами – чёрным, белым, красным – и добродетелями: «преданностью», «почтительностью», «культурой» (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в. н. э.) вывел историософское учение о «трёх эрах», популярное вплоть до Кан Ювэя.
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Д. Ч. целостная онтолого-космологич. интерпретация общественно-гос. устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека»: не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землёй и человеком, соответственно постижение дао – гл. функция государя. Фундамент общественно-гос. устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец – для сына, муж – для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй – подчинённую силу инь. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя, отражает сильное влияние легизма на социально-политич. взгляды ханьского и более позднего офиц. конфуцианства.