Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЙ ЦЗИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 594

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ТАЙ ЦЗИ (кит. – Ве­ли­кий пре­дел), ка­тего­рия кит. фи­ло­со­фии, вы­ра­жаю­щая идею пре­дель­но­го со­стоя­ния бы­тия, ан­то­ни­мич­ная ка­те­го­рии «у цзи» – «от­сут­ст­вие пре­де­ла», «бес­пре­дель­ное» или «пре­дел от­сут­ст­вия/не­бы­тия». Об­щий для обо­их ан­то­ни­мов ие­рог­лиф «цзи» не­сёт по­ня­тие пре­де­ла (выс­шей и гл. по­зи­ции или сте­пе­ни), ох­ва­ты­ваю­щее два смыс­ла: «край» («око­неч­ность», «по­люс», «ко­нец кры­ши») и «центр». Тер­мин «Т. ц.» впер­вые встре­ча­ет­ся в «И цзин» («Си цыч­жу­ань»), где ска­за­но, что из­на­чаль­ные и уни­вер­саль­ные «пе­ре­ме­ны име­ют тай цзи», из ко­то­ро­го пу­тём по­сле­до­ват. уд­вое­ния ро­ж­да­ют­ся сна­ча­ла «два об­раз­ца» – инь и ян, а за­тем всё су­щее. Древ­ней­шая ком­мен­та­тор­ская тра­ди­ция трак­ту­ет Т. ц. как си­но­ним тай чу («Ве­ли­ко­го на­ча­ла»), тай и («Ве­ли­ко­го еди­но­го») и дао, т. е. обо­зна­че­ние ис­ход­но­го не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го со­стоя­ния ми­ро­об­ра­зую­щей «пнев­мы» (ци), и в то же вре­мя как ко­нец пра­кос­мич. един­ст­ва, на­ча­ло кос­мо­ге­не­за и его при­чи­ну. Ян Сюн, что­бы под­черк­нуть без­мер­ность и не­по­сти­жи­мость ис­то­ков бы­тия, за­ме­нил Т. ц. аль­тер­на­тив­ным по­ня­ти­ем «тай сю­ань» («Ве­ли­кая тай­на»), ко­то­ро­му по­свя­тил спец. со­чи­не­ние – «Тай сю­ань цзин» («Ка­нон Ве­ли­кой тай­ны»). Мыс­ли­те­ли фи­лос. те­че­ния сю­ань сюэ, в т. ч. Ван Би, ото­жде­ст­в­ля­ли Т. ц. с «от­сут­ст­ви­ем/не­бы­ти­ем». Кун Ин­да (8 в.) в про­ти­во­по­лож­ность Ван Би и его еди­но­мыш­лен­ни­кам объ­яс­нял суть Т. ц. с по­мо­щью по­ня­тия «юань ци» – «из­на­чаль­ная пнев­ма». В ос­но­во­по­ла­гаю­щем для не­окон­фу­ци­ан­ст­ва трак­та­те «Тай цзи ту шо» («Изъ­яс­не­ние пла­на Ве­ли­ко­го пре­де­ла») Чжоу Ду­ньи со­пряг Т. ц. с по­ня­ти­ем «у цзи», вос­хо­дя­щим к «Дао дэ цзи­ну», где оно оз­на­ча­ет не­ис­чер­пае­мую пер­во­здан­ность, или «пре­дел от­сут­ст­вия/не­бы­тия». Опи­сав кос­мо­ге­нез как след­ст­вие дви­же­ния са­мо­го Т. ц., Чжоу Ду­ньи фак­ти­че­ски по­ло­жил на­ча­ло трак­тов­ке его кит. нау­кой как не­кой про­грам­мы ми­ро­вых транс­фор­ма­ций. Лу Цзюю­ань ис­тол­ко­вал со­пря­же­ние у цзи и Т. ц. как от­но­ше­ние пер­вич­но­го и вто­рич­но­го, а Чжу Си – как сущ­но­ст­ное то­ж­де­ст­во, со­во­куп­ность всех «прин­ци­пов» (ли), еди­ную и од­новре­мен­но при­сут­ст­вую­щую в ка­ж­дом че­ло­ве­ке и ка­ж­дой ве­щи, по­доб­но от­ра­же­нию лу­ны на вся­кой вод­ной по­верх­но­сти. В 20 в. Сунь Ят­сен ис­поль­зо­вал тер­мин «Т. ц.» для пе­ре­да­чи ев­роп. по­ня­тия «эфир».

Как эле­мент «уче­ния о сим­во­лах и чис­лах» («сян шу чжи сюэ») Т. ц. име­ет три ви­зу­аль­ных ипо­ста­си: 1) пус­то­го (бе­ло­го) кру­га; 2) кру­га, раз­де­лён­но­го на две по­ло­ви­ны и три кон­цен­трич. поя­са, зер­каль­но про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу по пус­тот­но­сти и за­пол­нен­но­сти (бе­лиз­не и чер­но­те) центр. эле­мен­тов, и пред­став­ляю­ще­го со­бой со­еди­не­ние за­круг­лён­ных до по­лу­кру­га три­грамм ли (огонь) и кань (во­да); 3) кру­га, со­стоя­ще­го из двух раз­лич­но ок­ра­шен­ных «за­пя­тых», «рыб» или кру­гов, зна­ме­ную­щих со­бой цир­ку­ля­цию рос­та и упад­ка с вза­им­ным пе­ре­хо­дом в про­ти­во­по­лож­ность двух ми­ро­вых сил – инь и ян, а так­же их вне­дрён­ность друг в дру­га, пред­став­лен­ную ино­род­ны­ми то­чеч­ны­ми вкра­п­ле­ния­ми в их «го­ло­вах». Этот тре­тий вид по­лу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние (в эпо­ху Сун, 10–13 вв.) и ми­ро­вую по­пу­ляр­ность: зап. ин­тер­пре­та­то­ры (П. М. Гра­не, С. М. Эй­зен­штейн) ус­мат­ри­ва­ли в нём фун­да­мен­таль­ную для всей ми­ро­вой куль­ту­ры схе­му ло­га­риф­мич. спи­ра­ли, Н. Бор – наи­луч­шую ил­лю­ст­ра­цию для фи­зич. прин­ци­па до­пол­ни­тель­но­сти. Его совр. изо­бра­же­ния фи­гу­ри­ру­ют в ши­ро­ком диа­па­зо­не сим­во­лов и эмб­лем (флаг Рес­пуб­ли­ки Ко­рея и др.).

Лит.: Коб­зев А. И. Уче­ние о сим­во­лах и чис­лах в ки­тай­ской клас­си­че­ской фи­ло­со­фии. М., 1994.

Вернуться к началу