СЮА́НЬ СЮЭ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮА́НЬ СЮЭ́ (учение о таинственном), философское течение 3–4 вв. в Китае, своеобразный синтез даосизма и конфуцианства; в зап. лит-ре часто называется «неодаосизмом». Испытало также влияние «школы имён» (мин цзя) и метафизики буддизма. В совр. кит. языке бином «сюань сюэ» используется как обозначение «метафизики» или «мистики». Для С. с. характерна форма комментариев к конфуцианским и даосским канонам [трактаты «И цзин», «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» в эту эпоху назывались «тремя таинственными» (сань сюань)].
Понятие «сюань» (тайна, таинственное, сокровенное, непостижимое) восходит к первому параграфу «Дао дэ цзина», где оно означает сверхъестеств. «единение» «отсутствия/небытия» (у) и «наличия/бытия» (ю). Этому понятию посвящён гл. труд Ян Сюна «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны»), который представляет собой альтернативное продолжение «Чжоу и», т. е. универсальную теорию мировых процессов, и трактует дао в качестве ипостаси «тайны», понимаемой как «предел деятельного проявления». «Тайна» общемирового взаимодействия вещей конкретизируется в С. с. в диалектике «наличия/бытия» и «отсутствия/небытия», «телесной сущности» (ти) и «деятельного проявления» (юн). Происходящая в дальнейшем внутр. поляризация в С. с. была обусловлена противостоянием теорий «превознесения отсутствия/небытия» (Ван Би) и «почитания наличия/бытия» (Пэй Вэй, 3 в.). Соответственно в зависимости от признания всепроникающей мощи «отсутствия/небытия» или истолкования «наличия/бытия» лишь как «самопорождения» вещей «совершенномудрие» сводилось к воплощению в его носителе (желательно государе) «отсутствия/небытия» в качестве собств. телесной сущности или к «недеянному» (у вэй), т. е. безынициативному и «непреднамеренному» следованию вещам в согласии с их «естественным» самодвижением.
«Учение о таинственном», развивавшееся в аристократич. кругах, было связано с диалогич. традицией умозрительных спекуляций – «чистых бесед» и эстетизированным культурным стилем «ветра и потока» (фэн лю), оказавшим значит. влияние на кит. поэзию и живопись. В философии через С. с. буддизм проник в недра традиц. кит. культуры, что привело к упадку С. с. и расцвету буддизма, который также мог называться «С. с.». В дальнейшем С. с. оказало существенное влияние на неоконфуцианство.