Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮА́НЬ СЮЭ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

СЮА́НЬ СЮЭ́ (уче­ние о та­ин­ст­вен­ном), фи­ло­соф­ское те­че­ние 3–4 вв. в Ки­тае, свое­об­раз­ный син­тез дао­сиз­ма и кон­фу­ци­ан­ст­ва; в зап. лит-ре час­то на­зы­ва­ет­ся «не­одао­сиз­мом». Ис­пы­та­ло так­же влия­ние «шко­лы имён» (мин цзя) и ме­та­фи­зи­ки буд­диз­ма. В совр. кит. язы­ке би­ном «сю­ань сюэ» ис­поль­зу­ет­ся как обо­зна­че­ние «ме­та­фи­зи­ки» или «мис­ти­ки». Для С. с. ха­рак­тер­на фор­ма ком­мен­та­ри­ев к кон­фу­ци­ан­ским и да­ос­ским ка­но­нам [трак­та­ты «И цзин», «Дао дэ цзин» и «Чжу­ан-цзы» в эту эпо­ху на­зы­ва­лись «тре­мя та­ин­ст­вен­ны­ми» (сань сю­ань)].

По­ня­тие «сю­ань» (тай­на, та­ин­ст­вен­ное, со­кро­вен­ное, не­по­сти­жи­мое) вос­хо­дит к пер­во­му па­ра­гра­фу «Дао дэ цзи­на», где оно оз­на­ча­ет сверхъ­ес­теств. «еди­не­ние» «от­сут­ст­вия/не­бы­тия» (у) и «на­ли­чия/бы­тия» (ю). Это­му по­ня­тию по­свя­щён гл. труд Ян Сю­на «Тай сю­ань цзин» («Ка­нон Ве­ли­кой тай­ны»), ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой аль­тер­на­тив­ное про­дол­же­ние «Чжоу и», т. е. уни­вер­саль­ную тео­рию ми­ро­вых про­цес­сов, и трак­ту­ет дао в ка­че­ст­ве ипо­ста­си «тай­ны», по­ни­мае­мой как «пре­дел дея­тель­но­го про­яв­ле­ния». «Тай­на» об­ще­ми­ро­во­го взаи­мо­дей­ст­вия ве­щей кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся в С. с. в диа­лек­ти­ке «на­ли­чия/бы­тия» и «от­сут­ст­вия/не­бы­тия», «те­лес­ной сущ­но­сти» (ти) и «дея­тель­но­го про­яв­ле­ния» (юн). Про­ис­хо­дя­щая в даль­ней­шем внутр. по­ля­ри­за­ция в С. с. бы­ла обу­слов­ле­на про­ти­во­стоя­ни­ем тео­рий «пре­воз­не­се­ния от­сут­ст­вия/не­бы­тия» (Ван Би) и «по­чи­та­ния на­ли­чия/бы­тия» (Пэй Вэй, 3 в.). Со­от­вет­ст­вен­но в за­ви­си­мо­сти от при­зна­ния все­про­ни­каю­щей мо­щи «от­сут­ст­вия/не­бы­тия» или ис­тол­ко­ва­ния «на­ли­чия/бы­тия» лишь как «са­мо­по­ро­ж­де­ния» ве­щей «со­вер­шен­но­муд­рие» сво­ди­лось к во­пло­ще­нию в его но­си­те­ле (же­ла­тель­но го­су­да­ре) «от­сут­ст­вия/не­бы­тия» в ка­че­ст­ве собств. те­лес­ной сущ­но­сти или к «не­де­ян­но­му» (у вэй), т. е. бе­зы­ни­циа­тив­но­му и «не­пред­на­ме­рен­но­му» сле­до­ва­нию ве­щам в со­гла­сии с их «ес­те­ст­вен­ным» са­мо­дви­же­ни­ем.

«Уче­ние о та­ин­ст­вен­ном», раз­ви­вав­шее­ся в ари­сто­кра­тич. кру­гах, бы­ло свя­за­но с диа­ло­гич. тра­ди­ци­ей умо­зри­тель­ных спе­ку­ля­ций – «чис­тых бе­сед» и эс­те­ти­зи­ро­ван­ным куль­тур­ным сти­лем «вет­ра и по­то­ка» (фэн лю), ока­зав­шим зна­чит. влия­ние на кит. по­эзию и жи­во­пись. В фи­ло­со­фии че­рез С. с. буд­дизм про­ник в не­дра тра­диц. кит. куль­ту­ры, что при­ве­ло к упад­ку С. с. и рас­цве­ту буд­диз­ма, ко­то­рый так­же мог на­зы­вать­ся «С. с.». В даль­ней­шем С. с. ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на не­окон­фу­ци­ан­ст­во.

Лит.: Тан Юн-тун. Вэй Цзинь сю­ань сюэ лунь­гао. Пе­кин, 1962; Бе­жин Л. Е. Под зна­ком «вет­ра и по­то­ка». М., 1983; Berkowitz A. J. Patterns of disengagement: The practice and portrayal of reclusion in early medieval China. Stanford, 2000; Вэй Цзинь сю­ань-сюэ лунь-чжу му-лу / Ред. Линь Ли-чжэнь. Тай­бэй, 2005. Т. 1–2. См. так­же лит. при стать­ях Ван Би, Дао­сизм.

Вернуться к началу