ЯН СЮН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯН СЮН (Ян Цзыюнь) (53 до н. э., Чэнду обл. Шу, ныне у. Писянь пров. Сычуань – 18 н. э.), кит. философ, представитель конфуцианства; филолог, поэт. Из аристократич. обедневшей семьи. C 10 до н. э. придворный поэт и свитский чиновник имп. Чэн-ди (33–7 до н. э.). Поддержал захват власти Ван Маном, при котором был офиц. философом и редактором в придворном книгохранилище. Биография ЯнС. изложена Бань Гу в «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», гл. 87).
Главные филос. сочинения – «Тай сюань [цзин]» («[Канон] Великой тайны», ок. 2 до н. э.) и «Фа янь» («Образцовые слова», ок. 10 н. э.) – написаны в подражание и дополнение «И цзину» и «Лунь юю» (см. Конфуций). Источником мироздания считал «тайну» (сюань), присутствующую в «десяти тысячах родов» (вань лэй), но не обладающую видимой «формой» (син), «улавливающую [силы] инь и ян и тем самым производящую пневму (ци)». Пневмы инь и ян, «разделяясь и сливаясь, готовят Небо и Землю» к соединению и рождению «десяти тысяч вещей» (вань у). Задача познания не преображение природы, а «подражание» трём упорядочивающим началам космоса – Небу, Земле и Человеку, что тождественно «почитанию небесных циклов» и одновременно – «контролю за небесной изначальностью», т. е. естеств. следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения предложил вместо 64 гексаграмм (гуа) «И цзина» 81 тетраграмму (шоу, букв. – голова) из черт трёх видов в четырёх позициях, считываемых противоположно позициям гексаграмм «И цзина» – сверху вниз и называемых соответственно: фан (страна), чжоу (область), бу (район), цзя (семья).
Ян С. выделял два противоположных аспекта мировых трансформаций – «причинность/преемственность» (инь) и «сменяемость» (гэ). «Естественный Путь-дао» всего живого видел в его конечности, отрицая возможность вечной жизни. Рассматривал человеческую «природу» (син) как «смешение добра и зла»: «совершенствование» того или иного начала делает человека добрым либо злым. Цель «науки/учения» (сюэ) – «совершенствование [индивидуальной] природы», состоящей из «зрения, слуха, речи, облика и мышления», которые могут быть «правильными» или «порочными». «Правильность» знания определяется в первую очередь не соответствием реальности, а происхождением: «Заниматься изучением – хуже, чем заниматься поиском наставника». Считал, что «высшее в учении – его воплощение в действии, уступающее этому – воплощение в слове, уступающее и этому – научение (цзяо) других».
Автор целого ряда филос.-мифологич. и морализаторских од-фу, адресованных государю. Считается также автором первого в Китае диалектного словаря-тезауруса «Фан янь» («Местные слова», ок. 18 н. э.), содержащего важнейшие сведения о кит. языке эпохи Зап. Хань (206 до н. э. – 8 н. э.). В нём ок. 9 тыс. слов сгруппированы по смыслу (одежда, повозки, животные и т. п.), как в первом толковом словаре «Эр я» («Приближение к классике»), вошедшем в «Тринадцатиканоние», и соотнесены с районами распространения, демонстрируя осн. лингвистич. различие в стране – между Западом и Востоком.
Собрание произведений ЯнС. (в 5 цзюанях) было утеряно в эпоху Сун, но восстановлено в конце эпохи Мин и в совр. виде издаётся с 1993.