Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯН СЮН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 717-718

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЯН СЮН (Ян Цзы­юнь) (53 до н. э., Чэн­ду обл. Шу, ны­не у. Пи­сянь пров. Сы­чу­ань – 18 н. э.), кит. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель кон­фу­ци­ан­ст­ва; фи­ло­лог, по­эт. Из ари­сто­кра­тич. обед­нев­шей се­мьи. C 10 до н. э. при­двор­ный по­эт и свит­ский чи­нов­ник имп. Чэн-ди (33–7 до н. э.). Под­дер­жал за­хват вла­сти Ван Ма­ном, при ко­то­ром был офиц. фи­ло­со­фом и ре­дак­то­ром в при­двор­ном кни­го­хра­ни­ли­ще. Био­гра­фия ЯнС. из­ло­же­на Бань Гу в «Хань шу» («Кни­га [об эпо­хе] Хань», гл. 87).

Глав­ные фи­лос. со­чи­не­ния – «Тай сю­ань [цзин]» («[Ка­нон] Ве­ли­кой тай­ны», ок. 2 до н. э.) и «Фа янь» («Об­раз­цо­вые сло­ва», ок. 10 н. э.) – на­пи­саны в под­ра­жа­ние и до­пол­не­ние «И цзи­ну» и «Лунь юю» (см. Кон­фу­ций). Ис­точ­ни­ком ми­ро­зда­ния счи­тал «тай­ну» (сю­ань), при­сут­ст­вую­щую в «де­ся­ти ты­ся­чах ро­дов» (вань лэй), но не об­ла­даю­щую ви­ди­мой «фор­мой» (син), «улав­ли­ваю­щую [си­лы] инь и ян и тем са­мым про­из­во­дя­щую пнев­му (ци)». Пнев­мы инь и ян, «раз­де­ля­ясь и сли­ва­ясь, го­то­вят Не­бо и Зем­лю» к со­еди­не­нию и ро­ж­де­нию «де­ся­ти ты­сяч ве­щей» (вань у). За­да­ча по­зна­ния не пре­об­ра­же­ние при­ро­ды, а «под­ра­жа­ние» трём упо­ря­до­чи­ваю­щим на­ча­лам кос­мо­са – Не­бу, Зем­ле и Че­ло­ве­ку, что то­ж­де­ст­вен­но «по­чи­та­нию не­бес­ных цик­лов» и од­но­вре­мен­но – «кон­тро­лю за не­бес­ной из­на­чаль­но­стью», т. е. ес­теств. сле­до­ва­нию глу­бин­ным при­род­ным за­ко­но­мер­но­стям. Для их ото­бра­же­ния пред­ло­жил вме­сто 64 гек­са­грамм (гуа) «И цзи­на» 81 тет­ра­грам­му (шоу, букв. – го­ло­ва) из черт трёх ви­дов в че­ты­рёх по­зи­ци­ях, счи­ты­вае­мых про­ти­во­по­лож­но по­зи­ци­ям гек­са­грамм «И цзи­на» – свер­ху вниз и на­зы­вае­мых со­от­вет­ст­вен­но: фан (стра­на), чжоу (об­ласть), бу (рай­он), цзя (се­мья).

Ян С. вы­де­лял два про­ти­во­по­лож­ных ас­пек­та ми­ро­вых транс­фор­ма­ций – «при­чин­ность/пре­ем­ст­вен­ность» (инь) и «сме­няе­мость» (гэ). «Ес­те­ст­вен­ный Путь-дао» все­го жи­во­го ви­дел в его ко­неч­но­сти, от­ри­цая воз­мож­ность веч­ной жиз­ни. Рас­смат­ри­вал че­ло­ве­че­скую «при­ро­ду» (син) как «сме­ше­ние до­б­ра и зла»: «со­вер­шен­ст­во­ва­ние» то­го или ино­го на­ча­ла де­ла­ет че­ло­ве­ка до­б­рым ли­бо злым. Цель «нау­ки/уче­ния» (сюэ) – «со­вер­шен­ст­во­ва­ние [ин­ди­ви­ду­аль­ной] при­ро­ды», со­стоя­щей из «зре­ния, слу­ха, ре­чи, об­ли­ка и мыш­ле­ния», ко­то­рые мо­гут быть «пра­виль­ны­ми» или «по­роч­ны­ми». «Пра­виль­ность» зна­ния оп­ре­де­ля­ет­ся в пер­вую оче­редь не со­от­вет­ст­ви­ем ре­аль­но­сти, а про­ис­хо­ж­де­ни­ем: «За­ни­мать­ся изу­че­ни­ем – ху­же, чем за­ни­мать­ся по­ис­ком на­став­ни­ка». Счи­тал, что «выс­шее в уче­нии – его во­пло­ще­ние в дей­ст­вии, ус­ту­паю­щее это­му – во­пло­ще­ние в сло­ве, ус­ту­паю­щее и это­му – нау­че­ние (цзяо) дру­гих».

Ав­тор це­ло­го ря­да фи­лос.-ми­фо­ло­гич. и мо­ра­ли­за­тор­ских од-фу, ад­ре­со­ван­ных го­су­да­рю. Счи­та­ет­ся так­же ав­то­ром пер­во­го в Ки­тае диа­лект­но­го сло­ва­ря-те­зау­ру­са «Фан янь» («Ме­ст­ные сло­ва», ок. 18 н. э.), со­дер­жа­ще­го важ­ней­шие све­де­ния о кит. язы­ке эпо­хи Зап. Хань (206 до н. э. – 8 н. э.). В нём ок. 9 тыс. слов сгруп­пи­ро­ва­ны по смыс­лу (оде­ж­да, по­воз­ки, жи­вот­ные и т. п.), как в пер­вом тол­ко­вом сло­ва­ре «Эр я» («При­бли­же­ние к клас­си­ке»), во­шед­шем в «Три­на­дца­ти­ка­но­ние», и со­от­не­се­ны с рай­она­ми рас­про­стра­не­ния, де­мон­ст­ри­руя осн. лин­гвис­тич. раз­ли­чие в стра­не – ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком.

Со­б­ра­ние про­из­ве­де­ний ЯнС. (в 5 цзю­а­нях) бы­ло уте­ря­но в эпо­ху Сун, но вос­ста­нов­ле­но в кон­це эпо­хи Мин и в совр. ви­де из­да­ёт­ся с 1993.

Изд.: Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­со­фия. Эпо­ха Хань. М., 1990. С. 199–220; Yang Hsiung. The canon of supreme mystery / Tr. M. Nylan. Albany, 1993; Линь Чжэнь-ай. Ян Сюн цзи цзяо чжу. Чэн­ду, 2001; Уол­терс Д. «Кни­га Ве­ли­кой Тай­ны»: За­бы­тое до­пол­не­ние к «Кни­ге Пе­ре­мен». К.; М., 2002; Щуц­кий Ю. К. Ки­тай­ская клас­си­че­ская «Кни­га Пе­ре­мен». М., 2003; Ли­се­вич И. С. Мо­заи­ка древ­не­ки­тай­ской куль­ту­ры. М., 2010. С. 404–406.

Лит.: Knechtges D. R. The Han phapsody: A study of the fu of Yang Hsiung (53 B. C. – A. D. 18). Camb., 1976; idem. The Han shu bio­graphy of Yang Xiong (53 B. C. – A. D. 18). Tempe, 1982; Коб­зев А. И. Уче­ние о сим­во­лах и чис­лах в ки­тай­ской клас­си­че­ской фи­ло­со­фии. М., 1994; он же. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­о­кон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002; Кал­кае­ва А. Б., Кал­ка­ев Е. Г. Но­ва­ция и тра­ди­ция в ран­не­им­пер­ском кон­фу­ци­ан­ст­ве (на ма­те­риа­ле трак­та­та Ян Сю­на «Ве­ли­кое Со­кро­вен­ное») // Проб­ле­мы Даль­не­го Во­сто­ка. 2003. № 1; Nylan M. Yang Xiong and the pleasures of reading and classical learning in China. New Haven, 2011; idem. Exemplary figures Fayan. Seattle, 2013.

Вернуться к началу