Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ТРИНАДЦАТИКАНО́НИЕ»

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 400-401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

«ТРИНАДЦАТИКАНО́НИЕ» («Ши сань цзин»), со­б­ра­ние ав­то­ри­тет­ней­ших па­мят­ни­ков др.-кит. мыс­ли (кон. 2-го – кон. 1-го тыс. до н. э.), ка­но­ни­зи­ро­ван­ных кон­фу­ци­ан­ст­вом и яв­ляв­ших­ся в Ки­тае вплоть до нач. 20 в. ос­но­вой тра­диц. фи­ло­со­фии, нау­ки, сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и гос. эк­за­ме­нов для по­лу­че­ния учё­ных сте­пе­ней и офиц. долж­но­стей. В «Т.» вхо­дят про­из­ве­де­ния са­мой ши­ро­кой те­ма­ти­ки: «Чжоу и» («Все­ох­ват­ные пе­ре­ме­ны [эпо­хи] Чжоу», или «И цзин»), «Шу цзин» («Ка­нон пи­са­ний / Кни­га до­ку­мен­тов / ис­то­рии»), «Ши цзин» («Ка­нон сти­хов / Кни­га пе­сен»), «Чжоу ли» («Бла­го­при­стой­ность [эпо­хи] Чжоу»), «И ли» («Це­ре­мо­ни­аль­ность и бла­го­при­стой­но­сть»), «Ли цзи» («За­пис­ки о бла­го­при­стой­но­сти»), «Чунь цю Цзо чжу­ань» («[Ле­то­пись вё­сен и осе­ней] с пре­да­ни­ем Цзо»), «Чунь цю Гунъ­ян чжу­ань» («[Ле­то­пись вё­сен и осе­ней] с пре­да­ни­ем Гунъ­я­на»), «Чунь цю Гу­лян чжу­ань» («[Ле­то­пись вё­сен и осе­ней] с пре­да­ни­ем Гу­ля­на»), «Лунь юй» («Тео­ре­ти­че­ские ре­чи / Су­ж­де­ния и бе­се­ды»), «Сяо цзин» («Ка­нон сы­нов­ней поч­ти­тель­но­сти»), «Эр я» («При­бли­жение к клас­си­ке», 3–2 вв. до н. э. – пер­вый в Ки­тае тол­ковый сло­варь), «Мэн-цзы» («Трак­тат Мэн-цзы»). Тер­мин «цзин» – «ка­нон», «ка­но­ни­че­ская кни­га», «ус­тав­ной текст» – эти­мо­ло­ги­че­ски вос­хо­дит к обо­зна­че­нию ос­но­вы тка­ни, а в тек­сто­ло­гич. смыс­ле под­ра­зуме­ва­ет нор­ма­тив­ную струк­ту­ру в ви­де де­вя­ти­кле­точ­но­го квад­ра­та, за­пол­няе­мо­го сло­ва­ми, пред­ло­же­ния­ми, др. час­тя­ми тек­ста или це­лы­ми про­из­ве­де­ния­ми, от­ли­чаясь от «апо­кри­фов» (вэй), «книг» (шу), «пре­да­ний» (чжу­ань). В про­ти­во­вес ра­нее сло­жив­шим­ся со­бра­ни­ям ка­но­нов буд­диз­ма и дао­сиз­ма соз­да­те­ли нео­кон­фу­ци­ан­ст­ва в кон. 12 в. сфор­ми­ро­ва­ли «Ши сань цзин» с ком­мен­та­рия­ми и тол­ко­ва­ния­ми (чжу шу), объ­еди­нив до­кон­фу­ци­ан­скую клас­си­ку с кон­фу­ци­ан­ской. С нач. 16 в. ста­ли пред­при­ни­мать­ся по­пыт­ки его пол­но­го из­да­ния вплоть до имп. ука­за 1584, пос­ле ко­то­ро­го он триж­ды из­да­вал­ся в 16–18 вв. В 1816 учё­ный и гос. дея­тель Жу­ань Юань из­дал «Т.» с наи­бо­лее пол­ной свод­кой ав­то­ри­тет­ных ком­мен­та­ри­ев, тол­ко­ва­ний и собств. разъ­яс­не­ний.

Изд.: Ши сань цзин чжу шу. Пе­кин, 1957. Кн. 1–40; Жу­ань Юань. Ши сань цзин чжу шу фу цзяо кань цзи. Пе­кин, 1982. Т. 1–2.

Вернуться к началу