ВАН БИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН БИ (Ван Фусы) [226, Шаньян (Цзяоцзо в совр. пров. Хэнань) – 249], кит. философ, один из родоначальников сюань сюэ – «учения о сокровенном», синтезирующего конфуцианство и даосизм, и связанной с этим учением диалогич. традиции «чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником в Царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220–265). Биография включена в династийную историю «Сань го чжи» («Трактат о Троецарствии», кон. 3 в., гл. 28). В. Б. принадлежат наиболее авторитетные комментарии к основополагающим произведениям конфуцианства и даосизма – книгам «И цзин» и «Дао дэ цзин», содержащие изложение его оригинальных идей. Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников – конфуцианцев эпохи Хань, В. Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит. влияние на понятийный аппарат и концепции кит. буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввёл фундам. оппозицию ти – юн в значении «телесная сущность (субстанция) – деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин», 40), В. Б. отождествил дао с «отсутствием/небытием», трактуемым как «единая», «предельная» и «главенствующая» «первосущность» (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом «телесная сущность» и её «проявление». Главенство универсального дао В. Б. понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение/судьбу» (мин) с помощью категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» (у) и противопоставлял их «делам/событиям» (ши).
В. Б. интерпретировал учение «И цзин» как теорию временных процессов и изменений, определив, что гл. элементы трактата – мантико-нумерологич. символы гуа (три-, гексаграммы) – суть «времена», однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не могут служить основой для однозначных предсказаний – «вычислений жребия». Это филос. истолкование учения «И цзин», направленное против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологич. традиции, получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была развита также предложенная В. Б. трактовка категории ли, а в учении буддийской школы Хуаянь – положение о дихотомии ли – ши.