ЛИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ (благопристойность) (кит. – ритуал, обряд, церемония, духопочитание, богобоязненность; этика, этикет, почтительность, благочиние, приличие, сдержанность, такт; культурность; дар; пир), фундаментальная категория кит. культуры и философии, прежде всего конфуцианства, выражающая идею социального, этич., религ., общекультурного норматива. Обозначает каждую из трёх канонич. книг конфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин»), в названия которых входит этот иероглиф: «Чжоу ли» («Чжоуская/Всеохватная благопристойность»), «И ли» («Церемониальность и благопристойность»), «Ли цзи» («Записки о благопристойности»). Иероглиф «ли» восходит к изображению в архаич. эпиграфике (надписях на гадательных костях, кон. 2-го тыс. до н. э.) «культового действия с ритуальным сосудом для жертвенного вина», сочетает два основных («внешний» и «внутренний») смысла – «ритуал» и «этика».
Начиная от «Ли цзи» и до создателей «учения о принципе» (ли сюэ), т. е. неоконфуцианства (Чжоу Дуньи, Чжу Си, Ван Янмина), понятие «ли» сближалось и даже отождествлялось с ли-принципом, выраженным омонимичным, но иным иероглифом. До сер. 1-го тыс. до н. э. ли связывалось с религ. ритуалом, а затем получило преим. социально-этич. истолкование.
В древнейших письм. памятниках (канонах «Шу цзин» и «Ши цзин») ли – это обряды, позволяющие преодолеть политич. конфликты и отражающие единство мира; храмовые и дворцовые ритуалы, формы отношения сановников к народу, в более поздних канонах («Цзо чжуань», «Ли цзи») – универсальный принцип «упорядочения государства и семьи», «упрочения святынь», «организации людей», «утверждения правил», «разрешения сомнений», «разделения подобного и различного», «выяснения правды и лжи». Конфуций превратил ли в наиболее общую характеристику правильного социального устройства и отношения человека к миру, др. людям и самому себе: «Правитель должен руководить подданными посредством ли»; «Преодоление себя и обращение к ли – это гуманность (жэнь)»; «Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли»; «Расширяя свои познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений» («Лунь юй» III, 19, VI, 25/27, XII, 1, 15). Мэн-цзы и Сюнь-цзы, исходя из противоположных взглядов на человеческую природу (добрую для первого из них и злую для второго), истолковывали ли как внутр. моральное качество и налагаемую на человека извне социальную форму. Мэн-цзы назвал ли «благоговеющим и почтительно-осторожным сердцем/сознанием (синь)», «исконно присущим» человеку («Мэн-цзы» II А, 6, VI А, 6), а Сюнь-цзы, написавший «Ли лунь» («Суждения о благопристойности»), – источником культуры, созданным древними «святомудрыми» (шэн) для обуздания врождённой корыстолюбивости и похотливости; «пределом человеческого Пути-дао», имеющим «три корня»: жизнь – от Неба и Земли, принадлежность роду (лэй) – от предков, порядок – от правителей и наставников («Сюнь-цзы», гл. 1, 19, 22, 23). Сформулированное в специально посвящённом ему каноне «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских представлений о цивилизации, ставших традиционными для Китая и ряда сопредельных стран (Японии, Кореи, Вьетнама). Соединив «ритуал» с «этикой», категория Ли вошла в состав определённого уже Дун Чжуншу гл. набора социо-культурных норм – «пяти постоянств» (у чан) наряду с гуманностью (жэнь), долгом/справедливостью (и), разумностью (чжи) и благонадёжностью (синь).
С критикой этой категории выступили противники конфуцианства. Адепты даосизма отмечали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской ли с позиции спонтанной естественности (цзы жань) и следования природному Пути-дао. В «Дао дэ цзине» (чжан 38) ли представлена продуктом последоват. деградации дао, благодати/добродетели (дэ), гуманности и долга/справедливости, источником утраты верности и благонадёжности. Сторонники моизма (мо цзя) ополчились на конфуцианское увлечение обрядово-церемониальной стороной ли. Приверженцы легизма отвергли ли как высший принцип социальной регуляции во имя административно-юридич. законов (фа).
Вплоть до крушения империи в 1911 конфуцианизированная культура Китая («государства ли и музыки») самоопределялась как основанная на ли – «воплощённой природе (син)» Поднебесной и её «центральном каноне (цзин)» (Ван Аньши, «Ли юэ лунь» – «Суждения о благопристойности и музыке») и таковой же виделась на Западе с 16 в., со времени первых сообщений христианских миссионеров и дипломатов, делавших упор на «китайские церемонии».