Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮНЬ-ЦЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

СЮНЬ-ЦЗЫ (Учи­тель Сюнь), Сюнь Ку­ан, Сюнь (Сун) Цин (313 или 290, гос-во Чжао, юж. часть совр. пров. Шань­си – 238 или 215 до н. э.; по­хо­ро­нен в Лань­ли­не), кит. фи­ло­соф, ос­но­во­по­лож­ник не­ор­то­док­саль­но­го на­прав­ле­ния в кон­фу­ци­ан­ст­ве. Пер­вым осу­ще­ст­вил уни­вер­саль­ную ин­тер­пре­та­цию клас­сич. тек­стов «Пя­ти­ка­но­ния» («У цзин»), пред­ста­вив своё уче­ние в сис­те­ма­тич. ви­де (трак­тат «Сюнь-цзы»). Осн. дос­то­вер­ные све­де­ния о его жиз­ни из­ло­же­ны Сы­ма Ця­нем в «Ши цзи» (цзю­ань 74) и Лю Ся­ном (1 в. до н. э.).

Гос-во Чжао вхо­ди­ло в чис­ло «сре­дин­ных», т. е. про­ти­во­пос­тав­лен­ных «вар­вар­ской» пе­ри­фе­рии кит. ой­ку­ме­ны. С.-ц. со­вер­шал по­езд­ки в гос-ва Цинь, Ци и Чу, где по­бу­ж­дал пра­ви­те­лей к прак­тич. реа­ли­за­ции сво­их со­ци­аль­но-по­ли­тич. и эти­ко-пра­во­вых идей. В Ци воз­гла­вил Цзи­ся ака­де­мию. Бу­ду­чи там ок­ле­ве­тан­ным, в 255 пе­ре­ехал в «вар­вар­ское» гос-во Чу, где был на­зна­чен пра­ви­те­лем у. Лань­лин и по­лу­чил поч­ти­тель­ное про­зви­ще Цин (Ми­нистр). По­сле от­стра­не­ния от долж­но­сти в 238 все­це­ло от­дал­ся на­уч. и пе­да­го­гич. дея­тель­но­сти, в ча­ст­но­сти, в ор­га­ни­зо­ван­ной им шко­ле. Письм. на­сле­дие С.-ц. пер­вым от­ре­дак­ти­ро­вал Лю Сян. При­ня­тая ны­не ар­хи­тек­то­ни­ка и назв. трак­та­та поя­ви­лись в из­да­нии его пер­во­го ком­мен­та­то­ра Ян Ля­на в 818. Совр. текст «Сюнь-цзы», как и у Лю Ся­на, со­сто­ит из 32 глав: 21 гла­ва с боль­шой ве­ро­ят­но­стью на­пи­са­на са­мим С.-ц., 5 – соз­да­ны с той или иной сте­пе­нью его уча­стия, а 6 по­след­них – уже уче­ни­ка­ми.

Вос­при­няв да­ос­ский на­ту­ра­лизм, С.-ц. ис­тол­ко­вал Не­бо (тянь) ли­бо как часть Все­лен­ной, со­став­ляю­щую па­ру Зем­ле и вхо­дя­щую в «триа­ду» (сань) с Зем­лёй и че­ло­ве­ком, ли­бо как са­му при­ро­ду (ес­те­ст­вен­ность), по­ро­ж­даю­щую все ве­щи и че­ло­ве­ка. «Дей­ст­ви­ям Не­ба при­су­ще по­сто­ян­ст­во», и про­дук­том этой за­ко­но­со­об­раз­ной, но не­пред­на­ме­рен­ной дея­тель­но­сти яв­ля­ет­ся че­ло­век во всей пол­но­те сво­их фи­зич. и пси­хич. ка­честв. От­сю­да эмо­ции суть «не­бес­ные чув­ст­ва», ор­га­ны чувств – «не­бес­ные чи­нов­ни­ки», а ру­ко­во­дя­щее ими серд­це – «не­бес­ный го­су­дарь». Ра­ди­каль­ная на­ту­ра­ли­за­ция Не­ба по­влек­ла за со­бой не толь­ко от­ри­ца­ние ра­нее при­пи­сы­вав­ших­ся ему бо­же­ст­вен­ных и сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил, но и при­зна­ние за че­ло­ве­ком воз­мож­но­сти «по­зна­ния Не­ба» и «под­чи­не­ния не­бес­но­го пре­до­пре­де­ле­ния», т. е. оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля над при­ро­дой и собств. судь­бой. «Со­вер­шен­но­муд­рый че­ло­век дей­ст­ву­ет, не ста­ра­ясь по­знать Не­бо», из­бе­гая про­из­воль­но­го воз­дей­ст­вия на ес­теств. про­цес­сы, од­на­ко дос­туп­ное лю­дям «по­зна­ние Не­ба» под­ра­зу­ме­ва­ет со­глас­ную с при­род­ным по­ряд­ком ве­щей ус­пеш­ную жиз­не­дея­тель­ность.

Сле­до­ва­ние Пу­ти-дао, вы­ра­жаю­ще­му у С.-ц. суб­стан­ци­аль­ное един­ст­во ми­ро­зда­ния, пред­по­ла­га­ет обуз­да­ние же­ла­ний и стра­стей с по­мо­щью прин­ци­пов (ли) «бла­го­при­стой­но­сти» и «долж­ной спра­вед­ли­во­сти», ин­ди­ви­ду­аль­ное «на­ко­п­ле­ние бла­го­да­ти» и по­зна­ние. По­след­нее – за­да­ча серд­ца, ис­пол­нен­но­го пус­то­ты, со­сре­до­то­чен­но­сти и по­коя.

Пре­де­лом по­зна­ния Пу­ти-дао яв­ля­ет­ся его «те­лес­ное во­пло­ще­ние» в со­вер­шен­но­му­дром че­ло­ве­ке. В от­ли­чие от Мэн-цзы, С.-ц. ут­вер­ждал, что «при­ро­да че­ло­ве­ка зла, а доб­рое в нём – на­вык». Пра­ви­ла же бла­го­при­стой­но­сти бы­ли ус­та­нов­ле­ны в об­ще­ст­ве древ­ни­ми со­вер­шен­но­муд­ры­ми для обуз­да­ния злой при­ро­ды че­ло­ве­ка и яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком «куль­ту­ры» (вэнь), ко­то­рая вы­де­ля­ет че­ло­ве­че­ст­во в со­от­но­ше­нии с Не­бом и Зем­лёй; со­глас­но Фэн Юла­ню, эта «фи­ло­со­фия куль­ту­ры» со­став­ля­ет гл. пред­мет уче­ния С.-ц. Ис­хо­дя из по­ло­же­ния Кон­фу­ция об общ­но­сти при­ро­ды всех лю­дей, С.-ц. вслед за Мэн-цзы ак­цен­ти­ро­вал «долж­ную спра­вед­ли­вость», как и «бла­го­при­стой­ность», в ка­че­ст­ве важ­ней­ших прин­ци­пов, из­ме­няю­щих из­на­чаль­ную при­ро­ду че­ло­ве­ка точ­но так же, как ис­кус­ст­вен­ное вы­прям­ле­ние из­ме­ня­ет кри­вое де­ре­во. Но­ва­тор­ской бы­ла трак­тов­ка С.-ц. чувств как вто­рич­ных, бла­го­при­об­ре­тае­мых че­ло­ве­ком: «К при­ро­де от­но­сит­ся то, что я не спо­со­бен со­тво­рить, но мо­гу из­ме­нить. К чув­ст­вен­но­сти от­но­сит­ся то, чем я не об­ла­даю [из­на­чаль­но], но то, что я мо­гу со­тво­рить». Тра­диц. идея «пре­вос­ход­ст­ва дей­ст­вия над зна­ни­ем» оп­ре­де­ли­ла у С.-ц. его тео­рию зна­ния как аде­к­ват­но­го со­от­вет­ст­вия ре­аль­но­сти, про­ве­ряе­мо­го («вы­свет­ляе­мо­го») эф­фек­тив­ным дей­ст­ви­ем.

Со­ци­аль­но-по­ли­тич. идеа­лы С.-ц. близ­ки к мо­из­му (см. Мо цзя) и ле­гиз­му со­еди­не­ни­ем прин­ци­па «рав­ных воз­мож­но­стей» с ме­то­дом по­ощ­ре­ний и на­ка­за­ний. Пра­виль­ное упот­реб­ле­ние имён не­об­хо­ди­мо для пра­виль­но­го управ­ле­ния на­ро­дом, с ко­то­рым, од­на­ко, это не сле­ду­ет об­су­ж­дать. При оли­це­тво­ряю­щем «не­бес­ную бла­го­дать» и ре­аль­но без­дей­ст­вую­щем го­су­да­ре вла­ст­ные пол­но­мо­чия долж­ны ис­пол­нять при­вле­кае­мые не­за­ви­си­мо от со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния учёные, ко­то­рые со­став­ля­ют ие­рар­хию от об­ра­зо­ван­ных слу­жи­лых до со­вер­шен­но­муд­рых.

В це­лом трак­тат С.-ц. про­ни­зан по­ле­мич. ду­хом, в гла­ве «Про­тив две­на­дца­ти мыс­ли­те­лей» пред­при­ня­та од­на из пер­вых в Ки­тае по­пы­ток клас­си­фи­ка­ции мно­го­об­ра­зия фи­лос. идей, вы­ска­зы­вав­ших­ся в пе­ри­од «со­пер­ни­че­ст­ва ста школ». В свя­зи с син­те­тич. ха­рак­те­ром уче­ния С.-ц., со­еди­нив­ше­го кон­фу­ци­ан­ст­во с дао­сиз­мом и мо­изм с ле­гиз­мом, из­дав­на воз­ник­ла про­бле­ма его собств. клас­си­фи­ка­ции. Уче­ник С.-ц. – Хань Фэй оп­ре­де­лил его как од­но из вось­ми кон­фу­ци­ан­ских уче­ний, об­ра­зо­вав­ших­ся по­сле смер­ти Кон­фу­ция. В даль­ней­шем уче­ние С.-ц. то вклю­ча­лось в кон­фу­ци­ан­скую тра­ди­цию, то при­зна­ва­лось силь­но ото­шед­шим от неё.

Изд.: Клас­си­че­ское кон­фу­ци­ан­ст­во / Пер., ста­тьи, ком­мент. А. Мар­ты­но­ва, И. Зо­граф. СПб.; М., 2000. Т. 2. С. 143–176; Фе­ок­ти­стов В. Ф. Фи­ло­соф­ские трак­та­ты Сюнь-цзы: Ис­сле­до­ва­ние, пе­ре­вод, раз­мыш­ле­ния ки­тае­ве­да. М., 2005.

Лит.: Dubs H. H. Hsüntze, the moulder of an­cient confucianism. L., 1927; Го Мо-жо. Фи­ло­со­фы древ­не­го Ки­тая. М., 1961; Бы­ков Ф. С. За­ро­ж­де­ние об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской и фи­ло­соф­ской мыс­ли в Ки­тае. М., 1966; Cua A. S. Ethical argumen­tation: A study in Hsün Tzu’s moral epistemo­lo­gy. Honolulu, 1985; Гао Чжэн. «Сюнь-цзы» бань­бэнь юань­ляо као. Пе­кин, 1992; Scar­pari M. Xunzi e il problema del male. Venezia, 1997; Zhao Yanxia. Father аnd Son in Confu­cianism аnd Christianity: A com­parative study of Xunzi аnd Paul. Portland, 2007; Stal­na­ker A. Overcoming our evil: Hu­man nature and spiritual exercises in Xunzi and Augustine. Wash., 2009.

Вернуться к началу