Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЫМА́ ЦЯНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 504-505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

СЫМА́ ЦЯНЬ (ок. 145, по др. дан­ным, 135 до н. э., Лун­мынь – ок. 86 до н. э.), др.-кит. ис­то­рик. Из се­мьи тай­ши-ли­на (ве­ли­ко­го ис­то­рио­гра­фа) Сы­ма Та­ня. По се­мей­ной ле­ген­де, даль­ние пред­ки С. Ц. за­ни­ма­ли долж­ность ве­ли­ких ис­то­рио­гра­фов при дво­ре ди­на­стии Чжоу; по­сле 7 в. до н. э. ста­ли слу­жи­лы­ми вои­на­ми-ши (на во­ен. про­шлое ука­зы­ва­ет и фа­ми­лия ро­да, букв. – на­чаль­ник кон­ни­цы) в цар­ст­ве Цзинь. В 20-лет­нем воз­рас­те С. Ц. от­пра­вил­ся в боль­шую по­езд­ку по стра­не, по воз­вра­ще­нии из ко­то­рой по­лу­чил при­двор­ную долж­ность лан­чжу­на – чи­нов­ни­ка осо­бых по­ру­че­ний при им­пе­ра­то­ре. По­сле смер­ти от­ца (110) и ис­те­че­ния трёх­лет­не­го трау­ра за­сту­пил на его долж­ность. Вхо­дил в груп­пу учё­ных, раз­ра­ба­ты­вав­ших но­вый ка­лен­дарь Ве­ли­ко­го на­ча­ла (Тай-чу), вве­дён­ный в дей­ст­вие в 104 и став­ший ос­но­вой совр. кит. лун­но-сол­неч­но­го ка­лен­да­ря нун-ли. Осн. за­да­чей С. Ц. бы­ло за­вер­ше­ние за­ду­ман­ной ещё его от­цом пер­вой все­об­щей ис­то­рии Ки­тая – «Ис­то­ри­че­ских за­пи­сок» («Ши цзи»; пра­виль­нее «За­пис­ки ис­то­рио­гра­фа»). По­езд­ки по стра­не в со­ста­ве имп. сви­ты по­зво­ля­ли С. Ц. со­би­рать по­ле­вой ма­те­ри­ал для кни­ги, и ок. 104 он при­сту­пил к её на­писа­нию. В 99 С. Ц. всту­пил­ся за пол­ко­вод­ца Ли Ли­на, ко­то­рый по­пал в плен к хун­ну и об­ви­нён в из­ме­не, за что был объ­яв­лен со­уча­ст­ни­ком пре­сту­п­ле­ния, бро­шен в тюрь­му и при­го­во­рён к смер­ти (смерт­ная казнь за­ме­не­на ка­ст­ра­ци­ей – на уп­ла­ту по­ло­жен­но­го от­ку­па у С. Ц. не хва­ти­ло де­нег). Ок. 96 ос­во­бо­ж­дён по ам­ни­стии и по­лу­чил долж­ность со­труд­ни­ка имп. кан­це­ля­рии – чжун­шу-ли­на, за­ре­зер­ви­ро­ван­ную для ев­ну­хов. По­след­ние го­ды жиз­ни С. Ц. ра­бо­тал над за­вер­ше­ни­ем сво­его тру­да, мн. гла­вы ко­то­ро­го рас­ска­зы­ва­ют о не­спра­вед­ли­во­сти и са­мо­дур­ст­ве имп. У-ди. Это ста­ло при­чи­ной то­го, что при жиз­ни У-ди ру­ко­пись не мог­ла быть об­на­ро­до­ва­на (за­вер­ше­на ок. 91). С. Ц. не­за­дол­го до смер­ти спря­тал один эк­зем­п­ляр в имп. биб­лио­те­ке, а дру­гой – в до­ме сво­ей до­че­ри, где его об­на­ру­жил че­рез 20 лет внук Ян Юнь (Ян Ху­эй), опуб­ли­ко­вав­ший текст.

«Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки» С. Ц. – пер­вая все­об­щая ис­то­рия Ки­тая, ох­ва­ты­ваю­щая бо­лее 2,5 тыс. лет ле­ген­дар­ной и ре­аль­ной ис­то­рии стра­ны (130 глав, 526 тыс. ие­рог­ли­фов). Та­лант Сы­ма Та­ня и С. Ц., их об­ра­зо­ван­ность и эру­ди­ция, ос­ве­дом­лён­ность в об­лас­ти со­бы­тий да­лё­кой древ­но­сти, раз­ра­бо­тан­ный ме­тод ана­ли­за раз­но­пла­но­вых ис­точ­ни­ков, ко­то­рый да­ле­ко опе­ре­дил уро­вень раз­ви­тия ис­то­рич. нау­ки, по­зво­ли­ли со­з­дать один из важ­ней­ших тек­стов кит. ци­ви­ли­за­ции. Скеп­тич. от­но­ше­ние С. Ц. к лю­бой идео­ло­гии и его не­про­стые взаи­мо­от­но­ше­ния с У-ди сде­ла­ли кни­гу не оче­ред­ной при­двор­ной хро­ни­кой, вос­хва­ляю­щей мо­нар­ха-за­каз­чи­ка, а уни­каль­ной ис­то­ри­ей на­ро­да и им­пе­рии.

Соч.: Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки / Пер. и ком­мент. Р. В. Вят­ки­на и др. М., 1972–2010. Т. 1–9.

Лит.: Watson B. Ssu-ma Ch’ien: Grand historian of China. N. Y., 1958; Кроль Ю. Л. Сы­ма Цянь – ис­то­рик. М., 1970; Крю­ков М. В. Сы­ма Цянь и его «ис­то­ри­че­ские за­пис­ки» // Сы­ма Цянь. Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1972. Т. 1.

Вернуться к началу