ХАНЬ ФЭЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАНЬ ФЭЙ (ок. 280 до н. э. – ок. 233 до н. э.), кит. философ. Автор трактата «Хань Фэй-цзы» (20 цзюаней, 55 глав), в котором, опираясь на идеи даосизма Лао-цзы, учение о злой природе человека Сюнь-цзы и методы аргументации школы имён мин цзя, наиболее полно выразил идеи легизма. Происходил из правящего рода; вместе с Ли Сы учился у Сюнь-цзы. Используя протологику «форм и имён» (син мин) и нумерологию «символов и чисел», развивал представления Шан Яна, Шэнь Дао и Шэнь Бухая о гос. управлении как авторитарном и внеморальном «искусстве/мастерстве» (шу), основанном на «власти/силе» (ши) и «законах/образцах» (фа). Идеи Х. Ф. вызвали интерес правителя царства Цинь, будущего имп. Цинь Шихуанди, однако по прибытии в Цинь из-за интриги Ли Сы он был вынужден принять яд.
Х. Ф. выразил важнейшую для последующих филос. систем (особенно неоконфуцианства) связь понятий дао и ли-принципа: «Дао есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов. Принципы суть формирующие вещи знаки (вэнь). Дао – то, благодаря чему формируется тьма вещей». Вслед за даосами признавал универсальной функцией дао не только «формирование» (чэн), но и «порождение/оживотворение» (шэн). Считал, что дао может быть представлено в «символич. форме», т. е. воплощено в социальных регулятивах. Следование ему требует контроля над чувствами и духовной отрешённости: «Если дух совершенно не растрачивается под влиянием внешних объектов, достигается сохранение личности… Всякая благодать (дэ) накопляется благодаря бездействию, выполняется в силу отсутствия желаний, достигает покойного состояния за отсутствием помыслов, крепнет при отсутствии применения; если же действовать и желать, то для благодати нет места». Политика правителя должна быть скрытной и оглупляющей, поскольку «ум народа не может быть использован, как и сердце ребёнка». Учение Х. Ф., обосновывая богоподобную роль единого правителя-деспота, превосходство разночинной бюрократии над родовой знатью, прагматики над традицией и закона (фа) над этико-ритуальной благопристойностью (ли), внесло существенный вклад в формирование офиц. идеологии первой в Китае централизованной империи Цинь.