ДЭ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЭ (кит. – добродетель, благодать, а также качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, [моральная] сила, [природная] потенция, полнота, внутр. совершенство, закономерность), одна из фундам. категорий кит. культуры и философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с океанийской маной, лат. virtus (добродетель), инд. кармой и шакти, использовалась для передачи буддийского понятия гуны. В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отд. существа или вещи, т. е. индивидуальную «благодать». Поскольку специфику человека кит. мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости» (и) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли), дэ в осн. понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно греч. «арете», чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной», благодатью, напр. незаконное обогащение, с точки зрения «общей благодати» оценивается как «нечестивая», «тёмная», «развратная» или «плохая благодать». Во взаимоотношениях между разными дэ «благодать» «благородного мужа» доминирует над «благодатью» «ничтожного человека», как ветер – над травой («Лунь юй»). Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая гл. тезисом конфуцианского канона «Да сюэ» об обществ. благоустройстве как «высветлении светлой благодати в Поднебесной», которое предполагает предварит. духовное и телесное самосовершенствование личности. Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию «внешней» физической силе, насилию, наказаниям и закону. Сочетание у дэ – «пять благодатей» со времён Цзоу Яня (3 в. до н. э.) синонимично у син – «пяти элементам».
Восходящие к сочинениям «Лунь юй» и «Чжуан-цзы» конфуцианские и даосские трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао. В совр. яз. бином «дао – дэ» передаёт понятие «мораль, нравственность». Сунь Ятсен в 1924 при открытии воен. академии Вампу воспел «единую благодать» (и дэ) в песне, ставшей сначала гимном Гоминьдана, а потом Китайской Республики (1937) и наследовавшего ей государства на Тайване. К идеалу дэ возвратились и совр. идеологи в КНР.