Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 162

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Топоров

ГУ́НЫ (санскр. «гу­на», букв. – ка­че­ст­во, нить), в др.-инд. мыс­ли три суб­стан­ции-си­лы (сат­тва, рад­жас и та­мас), оп­ре­де­ляю­щие со­став и на­прав­ле­ние эво­лю­ции ма­те­ри­аль­но-пси­хич. ос­но­вы ми­ра – прак­ри­ти. Уче­ние о Г. по­лу­чи­ло осо­бое раз­ви­тие в санкхье: прак­ри­ти со­сто­ит из трёх Г. (по­доб­но ка­на­ту, спле­тён­но­му из трёх отд. ве­рё­вок) – сат­твы, ле­жа­щей в ос­но­ве удо­воль­ст­вия и яв­ляю­щей­ся ис­точ­ни­ком по­ло­жи­тель­ных эмо­ций (ра­до­сти, свет­ло­го и т. п.), рад­жа­са, сти­му­ли­рую­ще­го эле­мен­та (в т. ч. при­во­дя­ще­го в дви­же­ние) и по­ро­ж­даю­ще­го стра­да­ние, та­ма­са – пас­сив­но­го, от­ри­ца­тель­но­го на­ча­ла, ис­точ­ни­ка апа­тии, без­раз­ли­чия, тьмы, кос­но­сти, аморф­но­сти и т. п. Г. не­вос­при­ни­мае­мы, об их су­ще­ст­во­вании мож­но су­дить толь­ко по их след­ст­ви­ям – объ­ек­там твар­но­го ми­ра, от­ра­жаю­щим пре­об­ла­даю­щий тип Г. и, сле­до­ва­тель­но, вы­зы­ваю­щим или ра­дость, или от­ри­ца­тель­ные эмо­ции, или ин­диф­фе­рент­ность. Три Г. мо­гут на­хо­дить­ся как в со­стоя­нии кон­флик­та, про­ти­во­бор­ст­ва друг с дру­гом, так и в со­стоя­нии рав­но­ве­сия, обес­пе­чи­ваю­ще­го гар­мо­нию.

Г. про­ни­зы­ва­ют все объ­ек­ты и на­хо­дят­ся в про­цес­се веч­но­го из­ме­не­ния, ко­то­рый бы­ва­ет двух ти­пов. Пер­вый из них – сва­ру­па-па­ри­на­ма – пред­по­ла­га­ет ав­то­ном­ные из­ме­не­ния в пре­де­лах ка­ж­дой из трёх Г., не за­тра­ги­ваю­щие две дру­гие Г.; на этой ста­дии Г. не взаи­мо­дей­ст­ву­ют и не со­че­та­ют­ся, су­ще­ст­ву­ют как од­но­род­ная мас­са, внут­ри ко­то­рой нет ни объ­ек­тов, ни ка­честв. Это со­стоя­ние рав­но­ве­сия ха­рак­тер­но для рас­па­даю­ще­го­ся ми­ра или ми­ра до тво­ре­ния. Вто­рой тип из­ме­не­ния Г. – ви­ру­па-па­ри­на­ма – пред­по­ла­га­ет пре­об­ла­да­ние од­ной из Г. над дву­мя дру­ги­ми и, т. о., пре­вра­ще­ние в иное, что от­кры­ва­ет эво­лю­цию Все­лен­ной. См. так­же Прак­ри­ти.

Вернуться к началу