ГУ́НЫ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́НЫ (санскр. «гуна», букв. – качество, нить), в др.-инд. мысли три субстанции-силы (саттва, раджас и тамас), определяющие состав и направление эволюции материально-психич. основы мира – пракрити. Учение о Г. получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из трёх отд. верёвок) – саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положительных эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в т. ч. приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса – пассивного, отрицательного начала, источника апатии, безразличия, тьмы, косности, аморфности и т. п. Г. невоспринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям – объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицательные эмоции, или индифферентность. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию.
Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них – сварупа-паринама – предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии Г. не взаимодействуют и не сочетаются, существуют как однородная масса, внутри которой нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения Г. – вирупа-паринама – предполагает преобладание одной из Г. над двумя другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной. См. также Пракрити.