Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН АНЬШИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бокщанин, И. И. Семененко

ВАН АНЬШИ́ (Цзе­фу, про­зви­ще Бань­шань) (18.12.1021, Лин­чу­ань, провинция Цзян­си – май или июнь 1086, Цзян­нин, провинция Цзян­су), кит. гос. дея­тель, учё­ный-­кон­фу­циа­нец, пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье про­винц. чи­нов­ни­ка. В 1042 вы­дер­жал эк­за­мен на выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши и был на­зна­чен на адм. долж­ность (пань­гу­ань) в р-н Ху­ай­нань, где до­бил­ся зна­чит. ус­пе­хов и за­вое­вал ши­ро­кую из­вест­ность. В ус­ло­ви­ях ухуд­шав­ше­го­ся фи­нан­со­во-эко­но­мич. по­ло­же­ния стра­ны в 1058 был вы­зван в сто­лицу в свя­зи с по­дан­ным им до­кла­дом имп. Жень­цзу­ну (1023–63) о воз­мож­ных ре­фор­мах. В. А. под­верг кри­ти­ке сис­те­му под­го­тов­ки чи­нов­ни­ков, си­туа­цию в с. х-ве, со­стоя­ние ар­мии, ука­зал на не­по­мер­ную тя­жесть по­вин­но­стей, ко­то­рые не­сёт про­стой на­род, уп­рек­нул са­мо­го им­пе­ра­то­ра за то, что он не во всём сле­ду­ет за­ве­там древ­них муд­ре­цов. Эти мыс­ли В. А. раз­ви­вал и в по­сле­дую­щих док­ла­дах дво­ру. Не­смот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие со сто­ро­ны про­тив­ни­ков ре­форм, в 1068 на ау­ди­ен­ции у но­во­го имп. Шэнь­цзу­на (1068–85) В. А. су­мел от­сто­ять свою по­зи­цию, по­сле че­го был на­зна­чен со­вет­ни­ком при дво­ре, за­тем канц­ле­ром (1070) и тем са­мым по­лу­чил воз­мож­ность осу­ще­ст­вить пред­ло­жен­ные им гос. пре­об­ра­зо­ва­ния. В. А. уч­ре­дил выс­шее фи­нан­со­вое управ­ле­ние (чжич­жи тяо­ли­сы) для кон­тро­ля над все­ми до­хо­да­ми и рас­хо­да­ми каз­ны, упо­ря­до­чил сис­те­му взи­ма­ния на­ло­гов, пре­дос­та­вил всем же­лаю­щим воз­мож­ность по­лу­чить гос. ссу­ду под за­лог бу­ду­ще­го уро­жая и от­ку­пить­ся от тру­до­вых по­вин­но­стей. Для вы­яв­ле­ния ута­ён­ных от на­ло­го­об­ло­же­ния зе­мель по рас­по­ря­же­нию В. А. бы­ло на­ча­то со­став­ле­ние но­во­го зе­мель­но­го ка­да­ст­ра, взя­та под кон­троль го­су­дар­ст­ва дея­тель­ность круп­ных тор­гов­цев и рос­тов­щи­ков, од­но­вре­мен­но по­ощ­ря­лась гос. тор­гов­ля и ока­зы­ва­лась под­держ­ка мел­ким тор­гов­цам (им ста­ли пре­дос­тав­лять ссу­ды под 20% до­хо­да). Для ре­гу­ли­рова­ния ры­ноч­ных цен был уч­ре­ж­дён спец. ор­ган – «Ши­иу». Боль­шое вни­ма­ние В. А. уде­лил со­вер­шен­ст­во­ва­нию адм.-терр. де­ле­ния стра­ны, улуч­ше­нию под­бо­ра и рас­ста­нов­ки управ­ленч. кад­ров. Бы­ла вве­де­на сис­те­ма ор­га­ни­за­ции на­се­ле­ния по 10, 50 и 500 дво­ров, что по­зво­ли­ло ре­шить во­прос на­бо­ра рек­ру­тов для ре­гу­ляр­но­го вой­ска и ук­ре­пить пра­во­по­ря­док. Ре­фор­мы В. А. встре­ча­ли со­про­тив­ле­ние в разл. кру­гах. Сре­ди их про­тив­ни­ков был иг­рав­ший не­ма­лую роль при дво­ре и поль­зо­вав­ший­ся ав­то­ри­те­том в учё­ной и слу­жи­лой сре­де Сы­ма Гу­ан. В 1074 про­тив­ни­ки В. А. до­би­лись его от­став­ки. Од­на­ко в нач. 1075 В. А. сно­ва за­нял пост канц­ле­ра и про­дол­жил ре­фор­мы. В кон. 1076 он был окон­ча­тель­но от­стра­нён от долж­но­сти. С кон­чи­ной в 1085 имп. Шэнь­цзу­на, по­ощ­ряв­ше­го дея­тель­ность В. А., зна­чит. часть его ре­форм бы­ла от­ме­не­на но­вым имп. Чженц­зу­ном (1086–1100). Взгля­ды В. А. ока­за­ли воз­дей­ст­вие на мн. по­сле­дую­щих кит. мыс­ли­те­лей и по­ли­тич. дея­те­лей – фи­ло­со­фа Ван Ян­ми­на (15 – нач. 16 вв.), ре­фор­ма­то­ров Кан Ювэя, Лян Ци­чао (кон. 19 – нач. 20 вв.) и др.

В. А. был од­ним из круп­ней­ших мас­те­ров кит. про­зы, пре­ж­де все­го в жан­ре по­ли­тич. и фи­лос. пуб­ли­ци­сти­ки. Его трак­тат «Чжоу гу­ань синь и» («Но­вый смысл чжоу­ско­го управ­ле­ния»), со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­ты ма­те­риа­лов к трак­та­ту «Дао дэ цзин» и пись­ма к им­пе­ра­то­ра­м и со­вет­ни­ку Сы­ма Гуа­ну, в ко­то­рых В. А. из­ла­гал про­грам­му ре­форм, от­ли­ча­ет ло­гич. убе­ди­тель­ность и ла­ко­низм. В. А. внёс вклад и в раз­ви­тие по­эзии сун­ской эпо­хи. Его по­ли­тич. сти­хо­тво­ре­ния ха­рак­те­ри­зу­ет яр­кая пуб­лици­стич. за­ост­рён­ность [«На­род Хэ­бэя» («Хэ­бэй минь»), «Встаю с тру­дом» («Цян ци»)]. Осо­бен­но при­ме­ча­тель­ны про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные им в по­след­ний пе­ри­од жиз­ни: пей­заж­ные и сель­ские за­ри­сов­ки, от­ме­чен­ные утон­чён­ным ли­риз­мом.

Соч.: Ан­то­ло­гия ки­тай­ской по­эзии. М., 1957. Т. 3; Ки­тай­ская клас­си­че­ская про­за. М., 1959. С. 308–310.

Лит.: Ива­нов А. И. Ван Ань­ши и его ре­фор­мы. XI в. СПб., 1909; Дэн Гу­ан­мин. Ван Ань­ши. Бэй­цзин, 1953; Liu James T. C. Reform in the Sung China. Wang An-shih (1021–1068) and his new policies. Camb., 1959; Wang An-shih, practical reformer? / Ed. J. T. Mes­kill. Boston, 1963; Ла­пи­на З. Г. По­ли­ти­че­ская борь­ба в сред­не­ве­ко­вом Ки­тае. М., 1970; Позд­нее­ва Л. Д. «Ки­тай­ский пре­об­ра­зо­ва­тель XI в.» в со­вре­мен­ном ему пам­фле­те // Вест­ник МГУ. Сер. 14. Вос­то­ко­ве­де­ние. 1970. № 1; Williamson H. R. Wang An-shih... a Chinese statesmen and educationalist of the Sung Dynasty. Westport, 1973. Vol. 1–2.

Вернуться к началу