Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАН ЮВЭ́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

КАН ЮВЭ́Й (Кан Чан­су, Кан Нань­хай) (19.3.1858, у. Нань­хай, пров. Гу­ан­дун – 31.3.1927, Цин­дао, пров. Шань­дун), кит. мыс­ли­тель, учё­ный, гос. и об­ществ. дея­тель, ли­дер ре­фор­ма­тор­ско­го дви­же­ния в Ки­тае на ру­бе­же 19–20 вв. Из се­мьи мел­ко­по­ме­ст­но­го шэнь­ши. По­лу­чил клас­сич. кон­фу­ци­ан­ское об­ра­зо­ва­ние. С 19 лет учил­ся у Чжу Цы­ци, из­вест­но­го зна­то­ка не­окон­фу­ци­ан­ст­ва и сто­рон­ни­ка шко­лы Лу Цзюю­аня – Ван Ян­ми­на (лу­ван-сю­эпай). Изу­че­ние клас­сич. кон­фу­ци­ан­ст­ва и не­окон­фу­ци­ан­ст­ва со­че­тал с глу­бо­ким ин­те­ре­сом к буд­диз­му и зап. ес­теств. нау­кам. В 1879 по­се­тил Гон­конг. В 1882 и 1888 пы­тал­ся сдать эк­за­мен на вто­рую учё­ную сте­пень цзюй жэнь. В 1884–85 на­пи­сал осн. раз­де­лы «Кни­ги о Ве­ли­ком еди­не­нии» («Да тун шу») – сво­его гл. тру­да, со­дер­жа­ще­го идеи кон­фу­циа­ни­зи­ро­ван­ной со­ци­аль­ной уто­пии. В 1888, бу­ду­чи воль­но­слу­ша­те­лем сто­лич­ной ака­де­мии Гоц­зыц­зянь, на­пра­вил пер­вый (не дос­тиг­ший ад­ре­са­та) ме­мо­ран­дум имп. Гу­ан­сюю (см. Цзай Тянь), со­дер­жав­ший пред­ло­же­ние про­вес­ти со­ци­аль­ные ре­фор­мы и пе­рей­ти к пар­ла­мен­та­риз­му.

В 1889 воз­вра­тил­ся в пров. Гу­ан­дун. В 1891 в Гу­ан­чжоу (Кан­то­не) от­крыл ча­ст­ную шко­лу «Чан­син», в ко­то­рой на­ря­ду с кон­фу­ци­ан­ски­ми дис­ци­п­ли­на­ми ввёл пре­по­да­ва­ние буд­диз­ма, дао­сиз­ма, зап. ес­те­ст­вен­ных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук, бро­сив тем са­мым вы­зов офиц. кит. сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния. В том же го­ду из­дал кн. «Ис­сле­до­ва­ние под­дель­ных ка­но­нов синь­ско­го уче­ния» («Синь сюэ вэй цзин као»), в ко­то­рой вы­сту­пил про­тив «шко­лы ка­но­нов в древ­них зна­ках» (гу вэнь цзин сюэ) и её ве­ду­ще­го пред­ста­ви­те­ля Лю Си­ня (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) в под­держ­ку «шко­лы ка­но­нов в со­вре­мен­ных зна­ках» (цзинь вэнь цзин сюэ) [ос­но­во­по­лож­ник Дун Чжун­шу (2 в. до н. э.)], опи­рав­шей­ся на кон­фу­ци­ан­ские ка­но­ны, на­пи­сан­ные ре­фор­ми­ро­ван­ной ие­рог­ли­фи­кой. К. Ю. до­ка­зы­вал, что Кон­фу­ций был не пе­ре­сказ­чи­ком взгля­дов древ­них «свя­то­муд­рых», а ори­ги­наль­ным со­ци­аль­ным фи­ло­со­фом и ос­но­во­по­лож­ни­ком но­вой ре­ли­гии, т. е. не про­сто муд­ре­цом, но и свя­тым, «не­ко­ро­но­ван­ным ца­рём» (су ван), ус­та­но­вив­шим «свя­то­муд­рый за­кон из­ме­не­ния прав­ле­ния» (гай чжи чжи шэн фа), что на­шло от­раже­ние в ка­но­нах, на­пи­сан­ных «но­вы­ми зна­ка­ми». В сво­ём сле­дую­щем тру­де «Ис­сле­до­ва­ние [уче­ния] Кон­фу­ция об из­ме­не­нии прав­ле­ния» («Кун-цзы гай чжи као», 1892) К. Ю. по­пы­тал­ся ре­кон­ст­руи­ро­вать «под­лин­ное» кон­фу­ци­ан­ст­во, пред­ста­вив его как про­то­ре­фор­ма­тор­ст­во. В 1893 по­лу­чил вто­рую учё­ную сте­пень цзюй жэнь.

В 1895, при­быв в Пе­кин для сда­чи эк­за­ме­нов на выс­шую сте­пень цзинь ши, воз­гла­вил дви­же­ние цзюй жэ­ней за про­ве­де­ние ре­форм (спро­во­ци­ро­ва­но по­ра­же­ни­ем стра­ны в ки­тай­ско-япон­ской вой­не 1894–95). Вме­сте со свои­ми уче­ни­ка­ми Лян Ци­чао и Май Мэнхуа на­пи­сал мемо­ран­дум им­пе­ра­то­ру, на­прав­лен­ный про­тив ра­ти­фи­ка­ции ка­баль­но­го Си­мо­но­сек­ско­го до­го­во­ра 1895. Ме­мо­ран­дум со­дер­жал так­же пред­ло­же­ния об ак­тив­ном при­вле­че­нии на служ­бу кит. эмиг­ран­тов, пе­ре­но­се сто­ли­цы из Пе­ки­на в бо­лее древ­ний Си­ань, вы­пус­ке гос. бан­ком бу­маж­ных де­нег, че­кан­ке раз­мен­ной мо­не­ты, соз­да­нии гос. поч­то­вой сис­те­мы, пре­вра­ще­нии кон­фу­ци­ан­ст­ва в пол­но­цен­ную об­ще­го­су­дарств. ре­ли­гию и со­з­да­нии при им­пе­ра­то­ре вы­бор­но­го со­ве­щат. ор­га­на. По­лу­чив сте­пень цзинь ши и став де­ло­про­из­во­ди­те­лем в При­ка­зе об­ществ. ра­бот в Пе­ки­не, К. Ю. в авг. 1895 ос­но­вал по­ли­тич. клуб «Об-во нау­ки об уси­ле­нии [гос-ва]» (Цян­сю­эхой), от­крыв­ший свои фи­лиа­лы в осн. про­винц. цен­трах и имев­ший свой пе­чат­ный ор­ган «Цян­сю­эбао». Од­на­ко в том же го­ду дея­тель­ность клу­ба бы­ла за­пре­ще­на, К. Ю. вер­нул­ся к пе­да­го­гич. ра­бо­те.

В апр. 1898 он во­зоб­но­вил свою по­литич. ак­тив­ность, ос­но­вав в сто­ли­це Гу­ан­дун­ское на­уч. об-во (Юэсю­эхой), а позд­нее – все­ки­тай­ское Об-во за­щи­ты го­су­дар­ст­ва (Бао­го­хой). От­стаи­вая те­зис «Из­ме­не­ние – это Путь (дао) не­ба», К. Ю. ре­комен­до­вал по­вто­рить опыт япон. ре­во­лю­ции Мэйд­зи (1867–68) и ре­форм рос. имп. Пет­ра I. Свои пред­ло­же­ния офор­мил в ви­де отд. про­из­ве­де­ния – «На­прав­лен­ная вверх пред­ва­ри­тель­ная за­пис­ка об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ре­фор­мах Рос­сий­ско­го [ца­ря] Пет­ра Ве­ли­ко­го» («Цзинь-чэн Эло­сы Да Би­дэ бянь чжэн цзи сюй»). Сре­ди раз­ра­ба­ты­вав­ших­ся К. Ю. гран­ди­оз­ных про­ек­тов пе­ре­уст­рой­ст­ва Сре­дин­ной им­пе­рии был план пе­ре­се­ле­ния ки­тай­цев в Бра­зи­лию для ос­но­ва­ния ими там Но­во­го Ки­тая. Сто­рон­ни­кам ре­форм уда­лось ор­га­ни­зо­вать в ию­не 1898 ау­ди­ен­цию К. Ю. у им­пе­ра­то­ра и за­ру­чить­ся его со­гла­си­ем на при­вле­че­ние груп­пы ре­фор­ма­то­ров к гос. управ­ле­нию. В том же го­ду К. Ю. был на­зна­чен при­ко­ман­ди­ро­ван­ным сек­ре­та­рём Гл. управ­ле­ния иностр. дел с пра­вом не­по­сред­ст­вен­но­го док­ла­да им­пе­ра­то­ру. Указ «Об ус­та­нов­ле­нии ос­нов­ной ли­нии гос. [по­ли­ти­ки]» («Мин дин го ши») оз­на­ме­но­вал на­ча­ло «Ста дней ре­форм» (11.6–21.9.1898), в хо­де ко­то­рых бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка от­ме­нить тра­диц. сис­те­му эк­за­ме­нов на учё­ные сте­пе­ни, соз­дать уни­вер­си­тет в Пе­ки­не и учеб­ные за­ве­де­ния зап. об­раз­ца в про­вин­ции, ус­та­но­вить прак­ти­ку при­ня­тия гос. бюд­же­та, мо­дер­ни­зи­ро­вать ар­мию, флот, адм. сис­те­му и др. Ко­нец ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти К. Ю. и его сто­рон­ни­ков по­ло­жил двор­цо­вый пе­ре­во­рот, ор­га­ни­зо­ван­ный ульт­ра­кон­сер­ва­тив­ной груп­пи­ров­кой во гла­ве с вдов­ст­вую­щей имп. Цы­си, узур­пи­ро­вав­шей власть. К. Ю. был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть стра­ну, в те­че­ние 16 лет на­хо­дил­ся в эмиг­ра­ции, стран­ст­вуя по ми­ру. Про­дол­жая воз­ла­гать на­де­ж­ды на Гу­ан­сюя, К. Ю. в Ка­на­де в 1899 ос­но­вал Со­юз за­щи­ты им­пе­ра­то­ра (Баоху­ан­хой). По­сле Синь­хай­ской ре­во­лю­ции вы­сту­пал за вос­ста­нов­ле­ние мо­нар­хии на кон­сти­туц. ос­но­ве. В 1915 пред­ло­жил пре­вра­тить кон­фу­ци­ан­ст­во в гос. ре­ли­гию Ки­тая. В 1917 и 1924 под­дер­жал по­пыт­ки сто­рон­ни­ков Цин­ской ди­на­стии до­бить­ся её рес­тав­ра­ции. В кон­це жиз­ни ото­шёл от по­ли­тич. дея­тель­но­сти и стре­мил­ся от­ре­шить­ся от ми­ра в «не­бес­ном стран­ст­вии» (тянь ю).

Фи­лос. тру­ды К. Ю. бы­ли по­свя­ще­ны по­ис­ку пу­ти мо­дер­ни­за­ции стра­ны при со­хра­не­нии её куль­тур­ной иден­тич­но­сти. Осн. ви­дом твор­че­ст­ва для не­го ста­ли ком­мен­та­рии: «Уче­ние гос­по­ди­на Дун [Чжун­шу о ле­то­пи­си] "Вёс­ны и осе­ни"» («Чунь цю Дун-ши сюэ»), «Ком­мен­та­рий к "Сре­дин­но­му и не­из­мен­но­му"» («Чжун юн чжу»), «Ком­мен­та­рий к "Тео­ре­ти­че­ским ре­чам [Кон­фу­ция и его уче­ни­ков]"» («Лунь юй чжу»), «Тон­ко­сти "Мэн-цзы"» («Мэн-цзы вэй») и др. Кон­цеп­цию гл. тео­ре­тич. ра­бо­ты – «Кни­ги о Ве­ли­ком еди­не­нии» («Да тун шу», 1884–1902) – К. Ю. по­черп­нул из гл. 9 «Ли юнь» («Цир­ку­ля­ция бла­го­при­стой­но­сти» или «Дей­ст­вен­ность ри­туа­ла») кон­фу­ци­ан­ско­го ка­но­на «За­пис­ки о бла­го­при­стой­но­сти» («Ли цзи»), в ко­то­рой ус­мот­рел «сущ­ность ве­ли­ко­го уче­ния Кон­фу­ция». Эту кон­цеп­цию К. Ю. свя­зал с иду­щей от Мэн-цзы, Дун Чжун­шу, шко­лы ка­но­нов в совр. зна­ках, тра­ди­ции «Гунъ­ян чжу­ань» («Пре­да­ние Гунъ­я­на [о ле­то­пи­си "Чунь цю"]», 5–2 вв. до н. э.) и сфор­му­ли­ро­ван­ной Хэ Сю (129–182) ис­то­рио­соф­ской док­три­ной трёх ста­дий раз­ви­тия об­ще­ст­ва [эпо­ха Пре­бы­ва­ния в хао­се (цзюй лу­ань), эпо­ха Подъ­ё­ма к рав­но­ве­сию (шэн пин), эпо­ха Ве­ли­ко­го рав­но­ве­сия (тай пин)]. К. Ю. ин­тер­пре­ти­ро­вал текст «Ли юнь» как опи­са­ние тро­ич­но­го цик­ла ин­во­лю­ции от эпо­хи Ве­ли­ко­го рав­но­ве­сия в зо­ло­той век древ­но­сти, ко­гда дей­ст­во­ва­ло Ве­ли­кое дао, к эпо­хе Подъ­ё­ма к рав­но­ве­сию в пе­ри­од трёх пер­вых ди­на­стий (23–8 вв. до н. э.), ко­гда во­ца­рил­ся «Путь» Ма­ло­го про­цве­та­ния, и, на­ко­нец, к эпо­хе Пре­бы­ва­ния в хао­се при жиз­ни Кон­фу­ция (6–5 вв. до н. э.), ко­гда так­же име­ло ме­сто Ма­лое про­цве­та­ние. Но­ва­тор­ским дос­ти­же­ни­ем К. Ю. ста­ла транс­фор­ма­ция этой тра­ди­ци­он­ной ин­во­лю­ци­он­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в эво­лю­ци­он­ную, со­глас­но ко­то­рой за эпо­хой Пре­бы­ва­ния в хао­се, всё ещё гос­под­ствую­щей на зем­ле, долж­на на­стать эпо­ха Подъ­ё­ма к рав­но­ве­сию, к ко­то­рой бли­же все­го по­до­шли Ев­ро­па и Аме­ри­ка, а за­тем, в ещё бо­лее от­да­лён­ном бу­ду­щем, по­сле­ду­ет и эпо­ха Ве­ли­ко­го рав­но­ве­сия с со­от­вет­ст­вую­щей сме­ной Ма­ло­го про­цве­та­ния Ве­ли­ким еди­не­ни­ем во всём ми­ре. С ка­ж­дой из эпох в эво­люц. по­сле­до­ва­тель­но­сти со­от­но­сил­ся и оп­ре­де­лён­ный об­ществ. строй: са­мо­дер­жа­вие, кон­сти­туц. мо­нар­хия, де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ка. Уто­пия Ве­ли­ко­го еди­не­ния пред­по­ла­га­ла все­мир­ное пра­ви­тель­ст­во, ме­ж­ду­нар. язык, от­сут­ст­вие ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и се­мьи, за­ме­нён­ной вре­мен­ны­ми брач­ны­ми со­гла­ше­ния­ми, тор­же­ст­во буд­диз­ма и да­же фи­зич. бес­смер­тие. Все лю­ди на Зем­ле – еди­но­ут­роб­ные бра­тья и сё­ст­ры, по­доб­ные ино­пла­нет­ным муж­чи­нам и жен­щи­нам, жи­ву­щим во мно­же­ст­ве ми­ров во Все­лен­ной, объ­е­ди­нён­ной об­щей суб­стан­ци­ей ци, тон­чай­шую фор­му ко­то­рой – Дух (шэнь) К. Ю. ото­жде­ст­в­лял с элек­три­че­ст­вом.

Соч.: Ta t’ung shu / Tr. by L. G. Thompson. L., 1958; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния про­грес­сив­ных ки­тай­ских мыс­ли­те­лей но­во­го вре­ме­ни (1840–1898). М., 1961; Цю­ань цзи. Шан­хай, 1987. Т. 1–9 (на кит. яз.); Во ши. Нан­кин, 1999 (на кит. яз.).

Лит.: K’ang Yu-wei: a biography and a symposium / Ed. Lo Jung-pang. Tucson, 1967; Hsiao Kung-chuan. A modern China and a new world: Kang Yu-wei, reformer and utopian. Seattle, 1975; Бо­рох Л. Н. Об­ще­ст­вен­ная мысль Ки­тая и со­циа­лизм (на­ча­ло XX в.). М., 1984; Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская мысль в Ки­тае (ко­нец XIX – на­ча­ло XX в.). М., 1988; Коб­зев А. И. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002; Тих­вин­ский С. Л. Избр. про­из­ве­де­ния. М., 2006. Кн. 1: Ис­то­рия Ки­тая до XX в.: дви­же­ние за ре­фор­мы в Ки­тае в кон­це XIX в. и Кан Ювэй.

Вернуться к началу