КАН ЮВЭ́Й
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАН ЮВЭ́Й (Кан Чансу, Кан Наньхай) (19.3.1858, у. Наньхай, пров. Гуандун – 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. мыслитель, учёный, гос. и обществ. деятель, лидер реформаторского движения в Китае на рубеже 19–20 вв. Из семьи мелкопоместного шэньши. Получил классич. конфуцианское образование. С 19 лет учился у Чжу Цыци, известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня – Ван Янмина (луван-сюэпай). Изучение классич. конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и зап. естеств. наукам. В 1879 посетил Гонконг. В 1882 и 1888 пытался сдать экзамен на вторую учёную степень цзюй жэнь. В 1884–85 написал осн. разделы «Книги о Великом единении» («Да тун шу») – своего гл. труда, содержащего идеи конфуцианизированной социальной утопии. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум имп. Гуансюю (см. Цзай Тянь), содержавший предложение провести социальные реформы и перейти к парламентаризму.
В 1889 возвратился в пров. Гуандун. В 1891 в Гуанчжоу (Кантоне) открыл частную школу «Чансин», в которой наряду с конфуцианскими дисциплинами ввёл преподавание буддизма, даосизма, зап. естественных и гуманитарных наук, бросив тем самым вызов офиц. кит. системе образования. В том же году издал кн. «Исследование поддельных канонов синьского учения» («Синь сюэ вэй цзин као»), в которой выступил против «школы канонов в древних знаках» (гу вэнь цзин сюэ) и её ведущего представителя Лю Синя (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) в поддержку «школы канонов в современных знаках» (цзинь вэнь цзин сюэ) [основоположник Дун Чжуншу (2 в. до н. э.)], опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. К. Ю. доказывал, что Конфуций был не пересказчиком взглядов древних «святомудрых», а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т. е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царём» (су ван), установившим «святомудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми знаками». В своём следующем труде «Исследование [учения] Конфуция об изменении правления» («Кун-цзы гай чжи као», 1892) К. Ю. попытался реконструировать «подлинное» конфуцианство, представив его как протореформаторство. В 1893 получил вторую учёную степень цзюй жэнь.
В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзинь ши, возглавил движение цзюй жэней за проведение реформ (спровоцировано поражением страны в китайско-японской войне 1894–95). Вместе со своими учениками Лян Цичао и Май Мэнхуа написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895. Меморандум содержал также предложения об активном привлечении на службу кит. эмигрантов, переносе столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуске гос. банком бумажных денег, чеканке разменной монеты, создании гос. почтовой системы, превращении конфуцианства в полноценную общегосударств. религию и создании при императоре выборного совещат. органа. Получив степень цзинь ши и став делопроизводителем в Приказе обществ. работ в Пекине, К. Ю. в авг. 1895 основал политич. клуб «Об-во науки об усилении [гос-ва]» (Цянсюэхой), открывший свои филиалы в осн. провинц. центрах и имевший свой печатный орган «Цянсюэбао». Однако в том же году деятельность клуба была запрещена, К. Ю. вернулся к педагогич. работе.
В апр. 1898 он возобновил свою политич. активность, основав в столице Гуандунское науч. об-во (Юэсюэхой), а позднее – всекитайское Об-во защиты государства (Баогохой). Отстаивая тезис «Изменение – это Путь (дао) неба», К. Ю. рекомендовал повторить опыт япон. революции Мэйдзи (1867–68) и реформ рос. имп. Петра I. Свои предложения оформил в виде отд. произведения – «Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого» («Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй»). Среди разрабатывавшихся К. Ю. грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая. Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию К. Ю. у императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к гос. управлению. В том же году К. Ю. был назначен прикомандированным секретарём Гл. управления иностр. дел с правом непосредственного доклада императору. Указ «Об установлении основной линии гос. [политики]» («Мин дин го ши») ознаменовал начало «Ста дней реформ» (11.6–21.9.1898), в ходе которых была предпринята попытка отменить традиц. систему экзаменов на учёные степени, создать университет в Пекине и учебные заведения зап. образца в провинции, установить практику принятия гос. бюджета, модернизировать армию, флот, адм. систему и др. Конец реформаторской деятельности К. Ю. и его сторонников положил дворцовый переворот, организованный ультраконсервативной группировкой во главе с вдовствующей имп. Цыси, узурпировавшей власть. К. Ю. был вынужден покинуть страну, в течение 16 лет находился в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Гуансюя, К. Ю. в Канаде в 1899 основал Союз защиты императора (Баохуанхой). После Синьхайской революции выступал за восстановление монархии на конституц. основе. В 1915 предложил превратить конфуцианство в гос. религию Китая. В 1917 и 1924 поддержал попытки сторонников Цинской династии добиться её реставрации. В конце жизни отошёл от политич. деятельности и стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю).
Филос. труды К. Ю. были посвящены поиску пути модернизации страны при сохранении её культурной идентичности. Осн. видом творчества для него стали комментарии: «Учение господина Дун [Чжуншу о летописи] "Вёсны и осени"» («Чунь цю Дун-ши сюэ»), «Комментарий к "Срединному и неизменному"» («Чжун юн чжу»), «Комментарий к "Теоретическим речам [Конфуция и его учеников]"» («Лунь юй чжу»), «Тонкости "Мэн-цзы"» («Мэн-цзы вэй») и др. Концепцию гл. теоретич. работы – «Книги о Великом единении» («Да тун шу», 1884–1902) – К. Ю. почерпнул из гл. 9 «Ли юнь» («Циркуляция благопристойности» или «Действенность ритуала») конфуцианского канона «Записки о благопристойности» («Ли цзи»), в которой усмотрел «сущность великого учения Конфуция». Эту концепцию К. Ю. связал с идущей от Мэн-цзы, Дун Чжуншу, школы канонов в совр. знаках, традиции «Гунъян чжуань» («Предание Гунъяна [о летописи "Чунь цю"]», 5–2 вв. до н. э.) и сформулированной Хэ Сю (129–182) историософской доктриной трёх стадий развития общества [эпоха Пребывания в хаосе (цзюй луань), эпоха Подъёма к равновесию (шэн пин), эпоха Великого равновесия (тай пин)]. К. Ю. интерпретировал текст «Ли юнь» как описание троичного цикла инволюции от эпохи Великого равновесия в золотой век древности, когда действовало Великое дао, к эпохе Подъёма к равновесию в период трёх первых династий (23–8 вв. до н. э.), когда воцарился «Путь» Малого процветания, и, наконец, к эпохе Пребывания в хаосе при жизни Конфуция (6–5 вв. до н. э.), когда также имело место Малое процветание. Новаторским достижением К. Ю. стала трансформация этой традиционной инволюционной последовательности в эволюционную, согласно которой за эпохой Пребывания в хаосе, всё ещё господствующей на земле, должна настать эпоха Подъёма к равновесию, к которой ближе всего подошли Европа и Америка, а затем, в ещё более отдалённом будущем, последует и эпоха Великого равновесия с соответствующей сменой Малого процветания Великим единением во всём мире. С каждой из эпох в эволюц. последовательности соотносился и определённый обществ. строй: самодержавие, конституц. монархия, демократич. республика. Утопия Великого единения предполагала всемирное правительство, междунар. язык, отсутствие частной собственности и семьи, заменённой временными брачными соглашениями, торжество буддизма и даже физич. бессмертие. Все люди на Земле – единоутробные братья и сёстры, подобные инопланетным мужчинам и женщинам, живущим во множестве миров во Вселенной, объединённой общей субстанцией ци, тончайшую форму которой – Дух (шэнь) К. Ю. отождествлял с электричеством.