Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЭНЬШИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 167

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ШЭНЬШИ́ (кит. «му­жи, опоя­сан­ные чи­нов­ны­ми поя­са­ми»), влия­тель­ное со­сло­вие в тра­диц. Ки­тае. По­ло­же­ние Ш. как кор­по­ра­ции бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но с сис­те­мой гос. эк­за­ме­нов (см. Кэ­цзюй), тео­ре­ти­че­ски пре­дос­тав­ляв­шей каж­до­му, не­взи­рая на его про­ис­хо­ж­де­ние и обес­пе­чен­ность, воз­мож­ность сде­лать карь­е­ру чи­нов­ни­ка. Ш. (не счи­тая от­став­ных чи­нов­ни­ков) в осн. на­зы­ва­лись лю­ди, ус­пеш­но сдав­шие эк­за­ме­ны уезд­но­го уров­ня и по­лу­чив­шие сте­пень шэнъ­юань (сю­цай), ко­то­рая во вре­ме­на Мин и Цин (имен­но при по­след­ней ди­на­стии и поя­вил­ся тер­мин «Ш.») прак­ти­чес­ки не да­ва­ла пра­ва на за­ня­тие чи­нов­ной долж­но­сти, лишь по­зво­ля­ла при­нять уча­стие в эк­за­ме­нах бо­лее вы­со­ко­го уров­ня. Мно­гие, по­лу­чив эту сте­пень, от­ка­зы­ва­лись от даль­ней­шей борь­бы и ос­та­ва­лись в род­ных мес­тах, час­то за­ни­мая пре­стиж­ные долж­но­сти уезд­ных учи­те­лей, су­дей, ко­ман­дую­щих ме­ст­ны­ми опол­че­ния­ми или от­вет­ст­вен­ных за над­зор за об­ществ. ра­бо­та­ми. Под­чёрк­ну­тая в на­име­но­ва­нии при­над­леж­ность Ш. к чи­нов­ни­че­ст­ву де­ла­ла их эли­той сель­ской об­щи­ны: толь­ко они об­ла­да­ли не­об­хо­ди­мы­ми на­вы­ка­ми ком­му­ни­ка­ции с бю­ро­кра­ти­ей вплоть до спе­ци­фич. язы­ка об­ще­ния, ко­то­рый изу­чал­ся при под­го­тов­ке к эк­за­ме­нам, но был не­из­вес­тен го­во­ря­ще­му на диа­лек­тах кре­сть­ян­ст­ву (чи­нов­ни­ки, осо­бен­но вы­со­ко­го ран­га, поч­ти ни­ко­гда не слу­жи­ли в род­ных мес­тах и, со­от­вет­ст­вен­но, не вла­де­ли ме­ст­ны­ми на­ре­чия­ми). Ав­то­ри­тет Ш. под­креп­лял­ся и тем, что обыч­но они бы­ли пред­ста­ви­те­ля­ми са­мых бо­га­тых и влия­тель­ных кла­нов ок­ру­ги. Это де­ла­ло Ш. не про­сто людь­ми, ува­жае­мы­ми за их об­ра­зо­ван­ность, но ес­теств. эли­той сель­ской об­щи­ны, вы­ра­зи­те­ля­ми ин­те­ре­сов все­го кре­стьян­ст­ва. Ш. бы­ли при­вер­жен­ца­ми кон­сер­ва­тив­ных тра­ди­цио­на­ли­ст­ских взгля­дов (в совр. кит. яз. тер­мин «Ш.» сим­во­ли­зи­ру­ет кос­ность, ре­ак­ци­он­ность), но мно­гие из них, осо­бен­но на вол­не кри­зи­са им­пе­рии Цин, вы­сту­па­ли за ре­фор­мы и пре­об­ра­зо­ва­ния (гл. обр. это бы­ло ха­рак­тер­но для южан). В эпо­ху Мин об­щее ко­ли­че­ст­во Ш. оце­ни­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но в 0,3% на­се­ле­ния, Цин – 0,1%. По­сле от­ме­ны гос. эк­за­ме­нов в 1905 Ш. со­хра­ня­ли своё влия­ние на кре­сть­ян­ст­во; в пер­вые го­ды су­ще­ст­во­ва­ния КНР они ста­ли од­ной из гл. ми­ше­ней ре­прес­сив­ной зе­мель­ной ре­фор­мы (Ш. при­над­ле­жа­ло до 25% всех зе­мель), б. ч. их бы­ла унич­то­же­на.

Лит.: Elman B. A cultural history of civil exa­minations in late imperial China. Berk., 2000; Усов В. Н. Шэнь­ши // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу