ЛУ ЦЗЮЮА́НЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ ЦЗЮЮА́НЬ (Лу Сяншань, Лу Цзыцзин, Лу Цуньчжай) (26.3.1139, Цзиньси, пров. Цзянси – 10.1.1193, Цзинмынь, пров. Хубэй), кит. философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школы, или, неточно, синь сюэ («учение о сердце»). Происходил из образованной и родовитой семьи, в 1172 получил высшую учёную степень цзинь-ши, с 1174 находился на гос. службе. В 1182–86 преподавал в столичном (Ханчжоу) гос. ун-те (го сюэ), затем 3 года был редактором имперской канцелярии; в 1186 вернулся на родину, где частными лекциями у горы Сяншань (откуда его прозвище) привлекал до нескольких тысяч слушателей. Друг и одновременно осн. оппонент Чжу Си, ведущего представителя др. главного направления в неоконфуцианстве – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы. Филос.-лит. наследие Лу Ц. невелико, он не создал систематич. учения и прославился в осн. благодаря тому, что через 4 столетия его идеи нашли продолжение в доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16–17 вв. доктрине Ван Янмина (хотя сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать свою связь с учением Лу Ц.). Парадоксальное совпадение гонений в 1529–67 на школу Ван Янмина с возвеличиванием Лу Ц. (в 1530 он был официально включён в число наиболее выдающихся конфуцианцев) отразило историч. ситуацию идейного торжества их школы, которое во 2-й пол. 16 в. было подтверждено и офиц. признанием заслуг Ван Янмина. Все рассуждения Лу Ц. пронизаны мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: «Вселенная – это мое сердце, мое сердце – это вселенная». Поскольку психика («сердце» – синь) любого человека содержит в себе, по Лу Ц., все «принципы» (ли) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность – автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Ц. доктринальной учёностью: «Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?» Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм. Со своей стороны Лу Ц. усматривал влияние буддизма и даосизма в осуществлённой Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки «Великого предела» (тай цзu) с даосской доктриной «Беспредельного/предела отсутствия» (у цзи).