И́НЬЯН ЦЗЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́НЬЯН ЦЗЯ (школа [исходящая из категорий] инь и ян), одна из шести основных филос. школ Древнего Китая (по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня). Время её возникновения и состав представителей точно не установлены, не сохранилось ни одного сколько-нибудь развёрнутого текста этой школы, так что о её идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в «Ши цзи», «И цзине», «Люй-ши чунь цю» и некоторых др. памятниках. Концепции И. ц. – универсальный дуализм сил инь и ян и циклич. взаимодействия пяти элементов, или фаз (у син), – легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц. духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. 1-го тыс. до н. э. концепции инь и ян и пяти элементов, выражающие разл. классификационные схемы (двоичную и пятеричную), развивались в раздельных оккультных традициях – «небесной» (астрономо-астрологической) и «земной» (мантико-хозяйственной). Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., обретя филос. статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного представителя И. ц. – Цзоу Яня (4–3 вв. до н. э.). Цзоу Янь распространил концепцию пяти элементов на историч. процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве «пяти благодатей» (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь и ян и пяти элементов представлены в философии Дун Чжуншу, включившего идеи И. ц. в конфуцианство. В дальнейшем натурфилософский компонент И. ц. нашёл продолжение в конфуцианской «школе текстов новых письмен» и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный – в связанной с даосизмом практич. деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.