Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖУА́Н-ЦЗЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 561

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЧЖУА́Н-ЦЗЫ (Учи­тель Чжу­ан), Чжу­ан (Янь) Чжоу, Цзы­сю (ок. 369 – ок. 286 до н. э.), кит. фи­ло­соф, ос­но­во­по­лож­ник дао­сиз­ма на­ря­ду с Лао-цзы; ав­тор од­но­имён­но­го трак­та­та, вы­даю­ще­го­ся па­мят­ни­ка кит. ли­те­ра­ту­ры. Не­мно­го­числ. све­де­ния о Ч.-ц. со­дер­жат­ся в «Ши цзи» Сы­ма Ця­ня (гл. 63). Ро­дил­ся в знат­ной, но не вы­со­ко­по­став­лен­ной се­мье в уде­ле Мэн из «сре­дин­но­го» цар­ст­ва Сун; жи­вя в юж. цар­ст­ве Чу, от­ка­зал­ся стать канц­ле­ром, пред­поч­тя «не­дея­ние» (у вэй) и сво­бо­ду. В эпо­ху Тан (742 н. э.) удо­сто­ен име­ни дао­ско­го свя­то­го Нань-хуа чжэнь-жэнь/лао-сянь (Ис­тин­ный че­ло­век / Поч­тен­ный бес­смерт­ный из Юж. Ки­тая, сокр. – Нань-хуа), а его трак­тат – ста­ту­са ка­но­на (цзин) («Нань-хуа чжэнь-цзин» – «Ис­тин­ный ка­нон из Юж­но­го Ки­тая»). Био­гра­фию Ч.-ц. ре­кон­ст­руи­ро­вал Ма Сюй-лунь (1885–1970).

Трак­тат «Чжу­ан-цзы», от­ра­жаю­щий юж. стиль язы­ка и ми­фо­по­этич. тра­ди­цию Чу, со­сто­ит из 33 глав и ок. 66 тыс. ие­рог­ли­фов (по-ви­ди­мо­му, ис­ход­ный текст был на треть боль­ше). По­сле ре­дак­ту­ры Лю Ся­на (77–6 до н. э.) трак­тат де­лит­ся на три час­ти: «внут­рен­ние» (1–7), «внеш­ние» (8–22) и «сме­шан­ные» (24–33) гла­вы, где «внут­рен­нее» со­от­вет­ст­ву­ет «не­бу» (тянь) и «ес­те­ст­вен­но­сти», а «внеш­нее» – «че­ло­ве­ку» и «ис­кус­ст­вен­но­сти». Ве­ро­ят­но, са­мо­му Ч.-ц. при­над­ле­жат толь­ко «внут­рен­ние» гла­вы, на­пи­сан­ные, воз­мож­но, рань­ше «Дао дэ цзи­на» и та­ким об­ра­зом яв­ляю­щие­ся гл. ис­точ­ни­ком дао­сиз­ма. Ос­таль­ные гла­вы со­став­ле­ны позд­нее его уче­ни­ка­ми и вос­хо­дят: к 1) апо­ло­ге­там «при­ми­ти­виз­ма», мо­жет быть, по­сле­до­ва­те­лям Лао-цзы кон. 3 в. до н. э. (гл. 8–11); 2) шко­ле Ч.-ц. (гл. 17–22); 3) сто­рон­ни­кам «ин­ди­ви­дуа­ли­ста» Ян Чжу (кон. 3 в. до н. э.) (гл. 28–31, на их ино­род­ность ука­зал Су Ши в 1078); 4) не­ус­та­нов­лен­ным ав­то­рам 2 в. до н. э., стре­мив­шим­ся со­еди­нить дао­сизм с кон­фу­ци­ан­ст­вом и др. уче­ния­ми (гл. 12–14 и 33). Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным яв­ля­ет­ся древ­ней­ший ком­мен­та­рий Го Ся­на (252–312 н. э.), со­дер­жа­щий са­мо­сто­ят. «уче­ние о та­ин­ст­вен­ном» (сю­ань сюэ), син­те­зи­рую­щее дао­сизм с кон­фу­ци­ан­ст­вом и на­зы­вае­мое «мис­ти­че­ским/ме­та­фи­зи­че­ским» «не­одао­сиз­мом». Важ­ней­шие ком­мен­ти­ро­ван­ные из­да­ния – «Чжу­ан-цзы цзи-ши» («"Чжу­ан-цзы" с со­б­ра­ни­ем тол­ко­ва­ний», 1894) Го Цин-фа­ня (1844–1896) и «Чжу­ан-цзы цзи-цзе» («"Чжу­ан-цзы" с со­б­ра­ни­ем разъ­яс­не­ний», 1909) Ван Сянь-ця­ня (1842–1917). Не­од­но­крат­но пе­ре­во­дил­ся на англ., франц., не­мец­кий, япон., совр. кит. и рус. язы­ки.

Гл. ка­те­го­рия «Чжу­ан-цзы» – Путь-дао. Бы­тие ну­ме­ро­ло­ги­че­ски раз­де­ле­но на 5 уров­ней, на­де­лён­ных: 1) зна­ни­ем, 2) жиз­нью, 3) те­лес­ной фор­мой, 4) пнев­мой (ци), 5) смер­тью (гл. 18–22). По­след­ний уро­вень, са­мый глу­бо­кий, «ни от­ку­да не про­ис­хо­дя­щий», обу­слов­ли­ваю­щий «транс­фор­ма­ции и ро­ж­де­ния» всех ве­щей, иден­ти­фи­ци­ро­ван с дао и хао­сом. Дао оп­ре­де­ля­ет по­зна­ние как по­сти­же­ние прин­ци­пов-ли (эта идея по­влия­ла на не­окон­фу­ци­ан­ст­во). Гно­сео­ло­гия «Чжу­ан-цзы» под­чи­не­на ан­тро­по­ло­гии: «Ес­ли име­ет­ся ис­тин­ный че­ло­век, то по­том име­ет­ся и ис­тин­ное зна­ние» (гл. 6). В от­ли­чие от позд­не­го дао­сиз­ма, на­це­лен­но­го на дос­ти­же­ние бес­смер­тия, здесь ут­вер­жда­ет­ся «един­ст­во и ра­вен­ст­во всех 10 ты­сяч ве­щей» (гл. 2, 17), при ко­то­ром рав­но­знач­ны жизнь и смерть, а наи­выс­шую ра­дость не­сёт дос­туп­ное свя­то­му­дро­му (шэн) осоз­на­ние бес­ко­неч­но­сти «10 ты­сяч пре­вра­ще­ний», объ­е­ди­няе­мых дао (зна­ме­ни­тая прит­ча про сон, в ко­то­ром то ли Ч.-ц. при­сни­лось, что он ба­боч­ка, то ли ба­боч­ке, что она – Ч.-ц.; гл. 6). От­сю­да при­зыв «за­быть» как гу­ман­ность (жэнь) с дол­гом/спра­вед­ли­во­стью (и), так и поль­зу/вы­го­ду, а так­же тех­ни­ка «си­дя­че­го заб­ве­ния» (гл. 6), на­по­ми­наю­щая буд­дий­скую «си­дя­чую ме­ди­та­цию» и по­вли­яв­шая на даос­скую «внутр. ал­хи­мию» и «гла­вен­ст­во по­коя» Чжоу Ду­ньи. В «Чжу­ан-цзы» со­дер­жат­ся об­щие по­ло­же­ния тео­рии «пес­то­ва­ния жиз­ни» (ян шэн) и её про­дле­ния по­сред­ст­вом со­хра­не­ния «се­ме­ни/ду­ха» (гл. 11), од­на из пер­вых в Ки­тае клас­си­фи­ка­ций фи­лос. школ (гл. 33), кри­ти­ка ис­кусств. дос­ти­же­ний ци­ви­ли­за­ции и апо­ло­ге­ти­ка пер­во­здан­ной древ­ней про­сто­ты (что ока­за­ло влия­ние на даос­ский со­ци­аль­ный уто­пизм, идеа­ли­зи­рую­щий гар­мо­нию с при­ро­дой и ес­теств. об­раз жиз­ни).

Изд.: The seven inner chapters and other writings from the book of Chuang-tzǔ. L., 1981; Чжу­ан-Цзы. Ле-цзы / Пер. вступ. ст., прим. В. В. Ма­ля­ви­на. М., 1995; Чжу­ан-цзы: Да­ос­ские ка­но­ны. М., 2002.

Лит.: Buber M. Reden und Gleichnisse des Tschuang-Tse. Z., 1951; Chang Tsung-tung. Methaphysik, Erkenntnis und praktische Phi­losophie im Chuang-Tzu. Fr./M., 1982; Essays on skepticism, relativism and Ethics in the Zhuangzi. N. Y., 1996; Wandering at ease in the Zhuangzi. Albany, 1998; Billeter J.-F. Leçons sur Tchouang-Tseu. P., 2002; Graziani R. Fic­tions philosophiques du Tchouang-tseu. P., 2006; Ка­ра­петь­янц А. М. У ис­то­ков ки­тай­ской сло­вес­но­сти. М., 2010; Experimental es­says on Zhuangzi. Dunedin, 2010.

Вернуться к началу