ЧЖУА́Н-ЦЗЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖУА́Н-ЦЗЫ (Учитель Чжуан), Чжуан (Янь) Чжоу, Цзысю (ок. 369 – ок. 286 до н. э.), кит. философ, основоположник даосизма наряду с Лао-цзы; автор одноимённого трактата, выдающегося памятника кит. литературы. Немногочисл. сведения о Ч.-ц. содержатся в «Ши цзи» Сыма Цяня (гл. 63). Родился в знатной, но не высокопоставленной семье в уделе Мэн из «срединного» царства Сун; живя в юж. царстве Чу, отказался стать канцлером, предпочтя «недеяние» (у вэй) и свободу. В эпоху Тан (742 н. э.) удостоен имени даоского святого Нань-хуа чжэнь-жэнь/лао-сянь (Истинный человек / Почтенный бессмертный из Юж. Китая, сокр. – Нань-хуа), а его трактат – статуса канона (цзин) («Нань-хуа чжэнь-цзин» – «Истинный канон из Южного Китая»). Биографию Ч.-ц. реконструировал Ма Сюй-лунь (1885–1970).
Трактат «Чжуан-цзы», отражающий юж. стиль языка и мифопоэтич. традицию Чу, состоит из 33 глав и ок. 66 тыс. иероглифов (по-видимому, исходный текст был на треть больше). После редактуры Лю Сяна (77–6 до н. э.) трактат делится на три части: «внутренние» (1–7), «внешние» (8–22) и «смешанные» (24–33) главы, где «внутреннее» соответствует «небу» (тянь) и «естественности», а «внешнее» – «человеку» и «искусственности». Вероятно, самому Ч.-ц. принадлежат только «внутренние» главы, написанные, возможно, раньше «Дао дэ цзина» и таким образом являющиеся гл. источником даосизма. Остальные главы составлены позднее его учениками и восходят: к 1) апологетам «примитивизма», может быть, последователям Лао-цзы кон. 3 в. до н. э. (гл. 8–11); 2) школе Ч.-ц. (гл. 17–22); 3) сторонникам «индивидуалиста» Ян Чжу (кон. 3 в. до н. э.) (гл. 28–31, на их инородность указал Су Ши в 1078); 4) неустановленным авторам 2 в. до н. э., стремившимся соединить даосизм с конфуцианством и др. учениями (гл. 12–14 и 33). Наиболее авторитетным является древнейший комментарий Го Сяна (252–312 н. э.), содержащий самостоят. «учение о таинственном» (сюань сюэ), синтезирующее даосизм с конфуцианством и называемое «мистическим/метафизическим» «неодаосизмом». Важнейшие комментированные издания – «Чжуан-цзы цзи-ши» («"Чжуан-цзы" с собранием толкований», 1894) Го Цин-фаня (1844–1896) и «Чжуан-цзы цзи-цзе» («"Чжуан-цзы" с собранием разъяснений», 1909) Ван Сянь-цяня (1842–1917). Неоднократно переводился на англ., франц., немецкий, япон., совр. кит. и рус. языки.
Гл. категория «Чжуан-цзы» – Путь-дао. Бытие нумерологически разделено на 5 уровней, наделённых: 1) знанием, 2) жизнью, 3) телесной формой, 4) пневмой (ци), 5) смертью (гл. 18–22). Последний уровень, самый глубокий, «ни откуда не происходящий», обусловливающий «трансформации и рождения» всех вещей, идентифицирован с дао и хаосом. Дао определяет познание как постижение принципов-ли (эта идея повлияла на неоконфуцианство). Гносеология «Чжуан-цзы» подчинена антропологии: «Если имеется истинный человек, то потом имеется и истинное знание» (гл. 6). В отличие от позднего даосизма, нацеленного на достижение бессмертия, здесь утверждается «единство и равенство всех 10 тысяч вещей» (гл. 2, 17), при котором равнозначны жизнь и смерть, а наивысшую радость несёт доступное святомудрому (шэн) осознание бесконечности «10 тысяч превращений», объединяемых дао (знаменитая притча про сон, в котором то ли Ч.-ц. приснилось, что он бабочка, то ли бабочке, что она – Ч.-ц.; гл. 6). Отсюда призыв «забыть» как гуманность (жэнь) с долгом/справедливостью (и), так и пользу/выгоду, а также техника «сидячего забвения» (гл. 6), напоминающая буддийскую «сидячую медитацию» и повлиявшая на даосскую «внутр. алхимию» и «главенство покоя» Чжоу Дуньи. В «Чжуан-цзы» содержатся общие положения теории «пестования жизни» (ян шэн) и её продления посредством сохранения «семени/духа» (гл. 11), одна из первых в Китае классификаций филос. школ (гл. 33), критика искусств. достижений цивилизации и апологетика первозданной древней простоты (что оказало влияние на даосский социальный утопизм, идеализирующий гармонию с природой и естеств. образ жизни).