Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ГО ЮЙ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 564

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

«ГО ЮЙ» (кит. «Ре­чи царств», «Рас­ска­зы о цар­ст­вах», «По­уче­ния ца­рям»), пер­вый кит. не­офи­ци­аль­ный ис­то­рич. трак­тат. Ав­тор­ст­во «Г. ю.» при­пи­сы­ва­ет­ся уче­ни­ку Кон­фу­ция Цзо Цю­ми­ну (5 в. до н. э.), со­ста­вив­ше­му его на ос­но­ве бо­лее древ­них ле­то­пи­сей. Труд впер­вые был опуб­ли­ко­ван, ве­ро­ят­но, в 1 в. н. э. В нём со­дер­жат­ся вы­ска­зы­ва­ния гос. дея­те­лей о при­род­ных яв­ле­ни­ях и со­бы­ти­ях, имев­ших ме­сто в 10–5 вв. в вось­ми др.-кит. цар­ст­вах: Чжоу, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ. В «Г. ю.» от­ра­жён про­цесс за­ро­ж­де­ния фи­лос. мыс­ли в Ки­тае. В нём пред­став­ле­ны по­ло­же­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве уче­ний разл. фи­лос. школ – кон­фу­ци­ан­ст­ва, мо цзя, дао­сиз­ма, ле­гиз­ма, инь­ян цзя и др. В трак­та­те под­чёр­ки­ва­ет­ся роль лю­дей (на­ро­да – минь) как важ­ней­шей кос­мич. си­лы и на­ря­ду с ве­рой во все­мо­гу­щее «не­бес­ное пре­до­пре­де­ле­ние» ут­вер­жда­ет­ся, что «Не­бо сле­ду­ет за людь­ми, со­вер­шен­но­муд­рый – за Не­бом». Од­но из по­ло­же­ний «Г. ю.» гла­сит: «Че­ло­ве­че­ские де­ла долж­ны со­став­лять триа­ду с Не­бом и Зем­лёй»; в об­ще­ст­ве и го­су­дар­ст­ве гл. ус­ло­ви­ем это­го яв­ля­ет­ся управ­ле­ние с по­мо­щью эти­ко-ри­ту­аль­ных норм (ли) и «бла­го­да­ти/доб­ро­де­те­ли» (дэ).

Публ.: Го юй / Пер. М. В. Крю­ко­ва // Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­со­фия. М., 1972. Т. 1; Го юй. Шан­хай, 1979. Кн. 1–2 (на кит. яз.); Го юй (Ре­чи царств) / Пер. с кит., всту­п­ле­ние и прим. В. С. Тас­ки­на. М., 1987.

Лит.: Ва­силь­ев К. В. Не­ко­то­рые во­про­сы изу­че­ния па­мят­ни­ков древ­не­ки­тай­ской ис­то­рио­гра­фии // Пись­мен­ные па­мят­ни­ки Вос­то­ка. Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. 1975. М., 1982.

Вернуться к началу